Испытания ступеней ракет, двигательных установок
  Тепловакуумные испытания
  Климатические испытания
  Испытания газодинамики старта
  Стенд динамический
  Статические испытания на прочность
  Отработка изделий на механические воздействия
  Испытания заправочного оборудования
  Система обеспечения качества РКТ
  Сертификация РКТ
  Наука
         ▪ Исследования
         ▪ Результаты
         ▪ Публикации
         ▪ Новости
         ▪ Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Испытания ступеней ракет, двигательных установок
     
 
 

Испытательная станция ИС-101

Испытательная станция ИС-101 предназначена для огневых испытаний двигательных установок ступеней баллистических ракет, ракет-носителей тягой до 250 т (стенд 1А), а также двигательных установок космических аппаратов тягой до 2 т (стенд 1Б) на высококипящих компонентах топлива типа НДМГ и AT.

С 1949 г. по 2016 г. на ИС-101 прошли стендовую отработку: I и II ступени с ЖРД почти всех баллистических ракет наземного базирование Р-1, Р-2, Р-5 (Главный конструктор С.П. Королев), Р-12, Р-14, Р-16 (Главный конструктор М.К. Янгель), УР-100, УР-200 (Генеральный конструктор В.Н. Челомей); баллистические ракеты морского базирования 4К75 и 3M37 (Главный конструктор В.П. Макеев), а также двигательные установки космических аппаратов и станций "Луна-16", "Алмаз", "Природа", "Марс", "Фобос", "Аракс", "Кондор" и двигательные установки ФГБ МКС, РБ "Фрегат", "Бриз М", КА "Навигатор".

Подробнее об испытаниях:

 http://nic-rkp.ru/default.asp?page=news_publication&id=204

http://nic-rkp.ru/default.asp?page=museum_veterans_enterprise_volkov 

Стенд 1А

Назначение стенда: проведение огневых и проливочных испытаний двигательных установок с ЖРД, их узлов и агрегатов, тяга до 250 тс.

Наименование компонентов НДМГ, гидразин, АТ, атин.

Год создания стенда -1949 год;

В настоящее время реконструируется


Стенд 1Б

Назначение стенда: подготовка и проведение наземной отработки изделий РКТ (огневые, холодные и проливочные испытания двигательных установок разгонных блоков и космических аппаратов), тяга до 3 тс.

Год создания стенда -1956 год.

На стенде 1Б прошли отработку ДУ комплексов Алмаз, Марс, Фобос, Бриз и др.

В настоящее время ведётся подготовка к проведению ОСИ ДУ «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» НПО им С.А. Лавочкина

Космический аппарат «Фобос-Грунт».
Установка в стенд ИС-101 для проведения огневых стендовых испытаний двигательной установки перелетного модуля КА.


Термобарокамера стенда 1Б ИС-101 для ОСИ ДУ КА

Размеры термобарокамеры – внутренний диаметр ~4 метра, высота ~5 метров, объем ~ 100 м3.

Термобарокамера предназначена для ОСИ ДУ КА с поддержанием постоянной температуры изделия в процессе всего стендового испытания и давления на уровне ~ 0,01 ата.+


Испытательная станция ИС-102

В середине 50-х годов в институте был построен крупнейший в отрасли стенд для испытаний ракет-носителей - ИС-102 (максимальная тяга ступеней ракет – 1200 т). Только после полномасштабной наземной экспериментальной отработки на этом стенде знаменитая "семёрка" С.П. Королёва впервые в истории человечества вынесла в космос первый искусственный спутник, а затем и первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.

Испытательная станция ИС-102 предназначена для отработки двигательных установок ступеней ракет-носителей тяжелого класса. Испытательная станция включает: стенд ИС-102 для проведения "холодных" и огневых испытаний ступеней тяжёлых ракет-носителей тягой до 1200 тс на компонентах жидкий кислород, керосин и др. и ряд рабочих мест и экспериментальных установок, используемых при отработке процессов тепло- и массообмена, наддува, распыла и т.п. в баках ракет-носителей на модельных жидкостях и реальных компонентах топлива.

На стенде ИС-102 отработаны ступени ракет: ракеты-носителя Р-7 ("Восток") с разгонными блоками "Е", "И" и "Л"; боевой ракеты Р9 (8К75); глобальной ракеты ГР-1; II ступень ракеты-носителя Н-1 с разгонными блоками "Г" и "Д"; ракеты-носителя "Протон" с разгонным блоком "ДМ"; боевой ракеты 15А14 (РС-20А или "Сатана"); ракеты-носителя "Зенит"; модульной части блока "А" ракеты-носителя "Энергия"; 1-я ступень ракеты-носителя "Союз-2.1в»; универсальные ракетные модули УРМ1 и УРМ2 РН "Ангара А5". Подробнее

Подробнее...

Создание ракетно-космического комплекса «Ангара» – задача особой государственной важности. Заложенные в проекте технические характеристики ракет-носителей находятся на уровне, позволяющем РН семейства «Ангара» успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники. Проведенные огневые стендовые испытания универсальных ракетных модулей УРМ-1 и УРМ-2 РН «Ангара», газодинамические испытания первой очереди старта КРН «Ангара», криостатические испытания баков обеспечили успешный пуск ракеты.

Этапы работ по испытаниям РН «Ангара» в НИЦ РКП .

27 октября 2008 г. Установка УРМ-2 на транспортно-установочное устройство в монтажно-испытательном корпусе ИС-102

1 ноября 2008г. Установка УРМ-2 на стенд ИС-102

10 ноября 2008г. Работы с УРМ-1 в МИКе

7 декабря 2008г. Разгрузка УРМ-1 в МИКе ИС-102

10 января 2009г. Вывоз и установка на испытательный стенд УРМ-1

19 февраля 2009г. Подготовка УРМ-1 к испытаниям на стенде

29 апреля 2009г. Первые «холодные» стендовые испытания (ХСИ1) УРМ-1

18 июня 2009г. ХСИ-2 УРМ-1

27 июля 2009г. Заседание межведомственной комиссии перед огневыми стендовыми испытаниями (ОСИ-1) УРМ-1

30 июля 2009г. Первое огневое испытание УРМ-1 на ИС-102

1 октября 2009г. ОСИ-2 УРМ-1 на ИС-102

26 ноября 2009г. ОСИ-3 УРМ-1 на ИС-102

4 марта 2010г. Установка УРМ-2 на стенд ИС-102

17 июня 2010г. ХСИ-1 УРМ-2

1 июля 2010г. ХСИ-2 УРМ-2

19 августа 2010г. ХСИ-3 УРМ-2

18 ноября 2010г. ОСИ УРМ-2

28 декабря 2010г. Вывоз УРМ-2 с испытательного стенда

12 октября 2012г. Испытания элементов РН Ангара на криостатическую прочность.

Ракета легкого класса «Ангара-1.2 первого пуска» с неотделяемым макетом полезной нагрузки успешно стартовала 9 июля 2014г. Запуск первой «тяжелой» ракеты космического назначения «Ангара-А5.1Л» выполнен 23 декабря в 08.57 с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме №1 Министерства Обороны РФ (Плесецк, Архангельская область).

В 2013 году успешно закончились огневые испытания первой ступени новой ракеты «Союз-2-1в». Эти испытания и своевременная поставка на космодром Плесецк криогенных компонентов ракетного топлива, выработанных заводом сжиженных газов ФКП «НИЦ РКП», обусловили успешный пуск этой ракеты в конце декабря 2013 года.

Холодные и огневые испытания ступеней РН сверхтяжелого класса с кислородно-керосиновым двигателем в России возможны только на стенде 102.

Подробнее об испытаниях

http://nic-rkp.ru/default.asp?page=news_publication&id=204

http://nic-rkp.ru/doc/book_009.pdf

http://nic-rkp.ru/default.asp?page=news_foto

 


Испытательная станция ИС-104

Испытательная станция ИС-104 введена в эксплуатацию в 1951 г. и состоит из шести рабочих мест, предназначенных для отработки ЖРД и ДУ ракет и космических аппаратов. Максимальная тяга 40 т, компоненты гептил, гидразин, АТ, АТИН.

Испытаны:

  • ДУ ракет зенитных, морских, баллистических: В-300, В-750, В-755, Р-11, Р-11ФМ, 8К14, 4К55 (комплекс Д2), 4К10 (комплекс Д5), 4К18, 8К68 (ГР), 15А30…,
  • ДУ космических аппаратов: Луна, Марс, Венера, Зонд, Молния, Восход, Янтарь, Союз, Прогресс, Салют, Мир, Буран.
  • ДУ КА: 4Э18.Союз-ТМ, Прогресс-М, ЭУ500, ЭУ840, ЭУ917 в режиме сопровождения штатного изделия модуля «Звезда».
  • ДУ орбитальных станций Мир, МКС.

На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» с 1985 г. проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) служебного модуля (СМ) международной космической станции (МКС) в режиме сопровождения.

Очередной 43-ий сеанс испытаний проведен 26 октября 2016г., как и все предыдущие, с положительным результатом. http://nic-rkp.ru/default.asp?page=news_press&id=249

На момент проведения испытаний конструкция ОДУ в контакте с компонентами и парами компонентов находилась в течение 31 года (11 252 суток). За время нахождения изделия на стенде корректирующие двигатели включались: КД-1 – 126 раза, КД-2 – 76 раз. Количество включений ЖРДМТ составило 10000 – 11050 раз.

Ресурсные испытания аналогов ОДУ служебного модуля МКС будут продолжены.

Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний со временем возрастает, так как результаты работ могут:

• подтвердить возможность продления эксплуатации МКС до 2020 года включительно,

• служить экспериментальным подтверждением возможности продления эксплуатации на следующий за 2020 годом эксплуатационный период;

• показать возможность применение элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах.

Подробнее...

В 70-х годах прошлого столетия после целого ряда успешных полетов пилотируемых космических кораблей, включая стыковку космических кораблей на орбите, переход космонавтов из одного корабля в другой и т.д. в нашей стране было принято магистральное направление в космонавтике – создание долговременных орбитальных станций (ДОС).

Первая ДОС создавалась в РКК «Энергия» на основе орбитальной пилотируемой станции «Алмаз» разработки КБ В.Н.Челомея. Она оснащалась двигательной установкой (ДУ) для коррекции орбиты С5.66 и системой исполнительных органов (СИО) с ЖРД малой тяги для обеспечения изменения положения станции в пространстве. ДУ С5.66 и СИО отрабатывались на стендах ФКП «НИЦ РКП».

В дальнейшем было принято решение о разработке объединенной двигательной установки (ОДУ) с общей системой подачи компонентов и включающей в себя 2 корректирующих двигателя (КД) и 32 ЖРД малой тяги в качестве двигателей ориентации и стабилизации ДОС. Все ОДУ, начиная с ЭУ-248 (1975г.), отрабатывались в ФКП «НИЦ РКП».

В 1985г. в связи с созданием ДОС «Мир» в ИС-104 были начаты испытания наземного стендового варианта ОДУ ЭУ-500. После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания.

Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.

С целью обеспечения длительной эксплуатации ДОС «Мир» была разработана система дозаправки ОДУ компонентами топлива. Отсек компонентов дозаправки (ОКД) разработки РКК «Энергия» также отрабатывался в ФКП «НИЦ РКП». ОКД доставлялся на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс».

После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов.

В настоящее время на стендах ИС-104 находится две ОДУ, идентичные друг другу. В случае возникновения нештатных ситуаций с ОДУ на МКС на любой из них могут быть проведены работы по диагностированию этих ситуаций и выдаче рекомендаций по дальнейшей эксплуатации штатной ОДУ.

В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену. Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.

Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются.

Соответствие основных характеристик ОДУ и ее агрегатов техническим условиям 17КС.60Ю.0000-0ТУ подтверждается ежегодными испытаниями по «Программе и методике проведения испытаний по сопровождению полета РС МКС на экспериментальной установке ЭУ917».


Комплекс стендов для испытаний ЖРД и ступеней ракет на кислородно-водородном и кислородно-метановом топливе

Стенд В-2 ИС-106

Стенд В2 на два рабочих места, введен в эксплуатацию в 1967 г. Предназначен для испытаний ЖРД с тягой до 200 тс, а также агрегатов ЖРД и РН на компонентах: водород, кислород, керосин.

Проведены :

• Огневые испытания ЖРД 11Д56 (606 испытаний), 11Д57 (454 испытания),11Д56У(164 испытания), 11Д122 (426 испытаний). Испытания ТНА, двигателя 11Б91Х (283 испытания). Испытания ЭУ-407

• Испытания разъёмных соединений РН 11К25. Испытания ЖРД 11Д122, РДО750ТД, 11Д56У, КВД1, КВД1А.

• Испытания системы подачи жидкого водорода ЯРД по договору с Международным научно техническим центром.

• Калибровка расходомеров на жидком водороде по договору с SEP (Франция).

• Калибровка новых типов расходомеров на жидком кислороде по теме НИР «Меридиан» и др.

• Огневое ресурсное испытание многоразового ракетного двигателя-демонстратора С5.86.1000-0 №2 тягой 7,5 тс, разработанного и изготовленного «КБхиммаш им. А. М. Исаева» – филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» по техническому заданию ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» в рамках ОКР «Двигатель-2015-КБХМ» на топливной паре жидкий кислород (ЖК) –сжиженный природный газ (СПГ) было проведено 28 сентября 2011 года на стенде В2А ИС-106. Выполнено двукратное включение двигателя. Длительность первого включения 162 с. На втором включении была достигнута рекордная длительность работы двигателя такой размерности при однократном включении – 2007 с. Испытания были прекращены по выработке компонентов. Суммарная наработка данного экземпляра двигателя составила 3389 с (4 включения).


Стенд В-3 ИС-106

Стенд В3 на шесть рабочих мест. Введен в эксплуатацию в 1966 г. Предназначен для испытаний ракетных блоков с тягой до 50 тс, а также агрегатов ЖРД и РН на компонентах: водород, кислород.


Для отработки кислородно-водородных разгонных блоков и 2-х ступеней ракет ведутся работы по созданию высотного стенда. Ракетный двигатель в составе разгонного блока для выведения космических аппаратов включается уже в верхних слоях атмосферы после отделения первых ступеней ракеты. Расчётное давление в области его среза составляет 0,005 кгс/см2.

Подробнее...

Для проведения наземной экспериментальной отработки двигателя РД0146Д, входящего в состав разгонного блока КВТК, необходимо специальное стендовое оборудование, обеспечивающее имитацию высотных условий эксплуатации двигателя, так как предназначенное для эксплуатации в условиях космического пространства сопло не может работать в обычных атмосферных условиях.

Такое оборудование имеется за рубежом, например, в ESA стенд Vinci Test Bench P4.1. В США монтаж аналогичного по назначению стенда А3 завершен летом 2014г. Эти стенды включают высокотехнологичное наукоемкое оборудование, имеют развитую инфраструктуру, опытный высококвалифицированный персонал.

Стенд для отработки отечественного высотного двигателя РД0146 на криогенных компонентах жидкий водород – жидкий кислород, создан и в НИЦ РКП также в 2014 году. На этом стенде ведется подготовка к холодным и огневым испытаниям.

Комплексная программа экспериментальной отработки двигателя ориентирована на выполнение его поэтапной отработки параллельно с созданием необходимой стендовой базы.

Сначала испытывается двигатель без углеродного насадка (НСРО) с соплом Ø960мм, затем двигатель с укороченным углеродным сопловым насадком (НСРО) Ø1250 мм и двигатель с укороченным составным НСРО Ø1250мм. Завершающим этапом являются испытания двигателя в штатном исполнении (с соплом выходным сечением Ø1950мм).

Соответственно поэтапно в НИЦ РКП создается и необходимое испытательное оборудование. Для первого этапа работ - барокамера для размещения двигателя, газодинамическая труба с входом Ø980мм, оборудованная системой предстартового вакуумирования и концевым клапаном, и система эжектирования дренажей и сливов двигателя. Для второго этапа работ требуется барокамера, выхлопной тракт с входом Ø1300мм, оборудованный пароэжетором и конденсатором для продуктов сгорания и также система эжектирования дренажей и сливов. Для испытания двигателя в штатном исполнении нужна барокамера для размещения двигателя, и выхлопной тракт с входом Ø2000мм, оборудованный системой откачки для продуктов сгорания.

Задача моделирования выхлопного газодинамического тракта стенда для испытаний двигателя РД-0146 решалась с применением суперкомпьютеров. Для этого используется АРМ на базе компактной суперЭВМ производительностью 1Тфлопс, разработанной в рамках президентской программы и проекта «Развитие суперкомпьютеров и грид-технологий». На базе этого суперкомпьютера также организованы автоматизированные рабочие места пользователя под задачи моделирования процессов горения компонентов топлива в камерах сгорания, течения криогенных жидкостей в системах испытательного стенда, диагностики и систем аварийной защиты.


 
 
 
 
 

 
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  14.09.2017

РОСКОСМОС. ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК И НАРЬЯН-МАР СТАЛИ ГОРОДАМИ-ПОБРАТИМАМИ
 
  10.09.2017

РОСКОСМОС ПОЗДРАВЛЯЕТ МОСКВУ С 870-ЛЕТИЕМ
 
  07.09.2017

РОСКОСМОС. ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ВЫВОЗЕ РКН «ПРОТОН-М» НА СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС
 
 
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master