Волков
Виктор Петрович
14 декабря 2012 года исполнилось бы 95 лет со дня
рождения Виктора Петровича Волкова. Более 30 лет своей деятельности он
отдал испытаниям ракетно-космической техники. Из них 27 лет являлся
начальником испытательной станции №1 предприятия НИИхиммаш.
Виктор Петрович Волков родился 14 декабря 1917 года в деревне
Каракулино Удмуртской АССР. В 1932 году окончил фабрично-заводское училище, в
июне 1941 года - Уральский Индустриальный институт им. С.М. Кирова. С началом
войны был призван в ряды Советской Армии. В декабре 1941 года окончил
краткосрочные курсы при академии им. В.М. Молотова.
С 1942 по 1945 год - участник Великой Отечественной войны. За
боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды, "Отечественной войны 1–ой
степени" и медалями за "Освобождение Праги", "За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941 – 1945 гг.". Неоднократно объявлялись благодарности
Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина.
Перенес тяжелое ранение.
После завершения службы в армии в 1946 году Виктор Петрович
Волков в поисках работы приехал в Подлипки (г. Королев). В отделе кадров ОКБ - 1
(НИИ – 88) впервые встретился с Сергеем Павловичем Королевым, (в ту пору
начальником ОКБ–1), прошел собеседование и был принят на работу.
По сути – это является счастливым началом трудовой деятельности
для бывшего фронтовика Волкова. Для ОКБ-1 и его работников это был период
бурного освоения и развития новой ракетной, а затем и космической техники.
С первых дней Волкову пришлось много работать. Он участвовал в
изготовлении, заводских испытаниях аппаратуры, оборудования, технологической
оснастки новых систем. Приобретя опыт и знания, приходилось неоднократно
участвовать в отработках образцов новой техники на полигоне Капустин Яр. Первая
экспедиция на полигон была проведена в 1947 году под руководством Королева и его
заместителя Воскресенского, в которой Волков участвовал в роли ведущего инженера
по системе управления.
В июле 1948 года под Загорском было начато строительство первой
очереди испытательной станции, в состав которой вошли стенд №1 и другие
вспомогательные сооружения. В кратчайший срок, за полтора года, строительство
было завершено.

Созданный стенд и комплекс вспомогательных систем получили
название – испытательная станция №1 филиала №2 НИИ-88. Начальником испытательной
станции №1 был назначен В.В. Клейменов, его заместителем – Н.Н. Инкин.
Директором созданного предприятия – филиала №2 НИИ-88 стал В.С. Шачин, главным
инженером – Г.М. Табаков.
Задача была поставлена вполне конкретная: в декабре 1949 года
провести на стенде первое огневое испытание ракеты Р–1 Главного конструктора
Сергея Павловича Королева.

Еще в 1947 году группе специалистов НИИ–88, в которую входил
Волков, было поручено разработать на основании технического задания систему
управления для стендовой отработки новой техники. В середине 1949 года первый
вариант аппаратуры СУ был изготовлен, подлежал монтажу и отладке на
испытательной станции №1.
Первое огневое испытание отечественной баллистической ракеты
дальнего действия (БРДД) Р-1 было проведено на испытательной станции №1 18
декабря 1949 года в 20 часов 52 минуты. Испытания прошли успешно. Двигатель
проработал 53,75 секунд. Внешний осмотр двигательной установки после первого
запуска показал пригодность к повторным огневым испытаниям.




Первое испытание проводилось, в основном, испытателями НИИ-88,
ведущим инженером был начальник летно-испытательной станции Л.А. Воскресенский.
Волков принимал участие в подготовке системы управления к огневым стендовым
испытаниям.
В дальнейшем, в самое короткое время, на Филиале №2
сформировался прекрасный коллектив профессионалов, состоявший из перешедших из
НИИ-88 и имевших определенный опыт инженеров – испытателей В.П. Волкова, В.Я.
Качанова, Н.Д. Крючкова, В.В. Бугаева, а также других молодых специалистов.
Коллектив самостоятельно проводил огневые испытания и другие экспериментальные
работы на объекте №1, которые продолжались почти два года и завершились в июле
1951 г. Ракета Р-1 была принята на вооружение.
В течение всего 1950 года на объекте №1 отрабатывались
двигательная установка и система управления ракеты Р-2.

Интересен тот факт, что на одно из огневых испытаний в ракету
был помещен контейнер, в котором находились собаки, которые благополучно
перенесли все нагрузки.

Всего было проведено 11 успешных испытаний и выдано заключение
на летно-конструкторские испытания на полигоне Капустин Яр.
В этих испытаниях участвовал Волков в должности начальника
группы системы управления. За достигнутые успехи в отработке Р-2 многим
испытателям были вручены Правительственные награды.
В 1951 году Волков был назначен исполняющим обязанности
начальника, а 1952–м утвержден начальником объекта №1.
1952 год - этап испытаний изделия Р-5, уникальной
баллистической ракеты с ядерным зарядом, с дальностью стрельбы 1200 км.
Испытаниями двигательных установок Р-5 руководили начальник объекта Волков и
ведущий инженер Бабушкин.
Успешные результаты летных испытаний ракеты Р-5, в проведении
которых принимали участие специалисты предприятия В.П. Волков, А.С. Бабушкин,
Ю.А. Карнеев (впоследствии ставший директором НИИХИММАШ), В.С. Ануфриев, К.И.
Тюрин, В.А. Леонов, Н.Ф. Козлов и другие, позволили использовать ее модернизацию
Р-5М для доставки ядерного заряда. Пуск ракеты был произведен 2 февраля 1956
года в районе Аральских Каракумов, мощность взрыва в 4 раза превосходила
мощность взрыва в Хиросиме.

В связи с разработкой проекта создания ракеты - носителя 8К71
(Р-7) Главного конструктора С.П. Королева в срочном порядке на объекте №1 в 1956
году было создано новое рабочее место - стенд 1Б, предназначенный для отработки
системы заправки кислородом боковых ступеней «семерки». Проводились работы по
тарировке датчиков расхода кислорода турбинного типа для системы опорожнения
баков. Управление стендом и арматурой боковой ступени осуществлялось из
бронемашины. Ведущим руководителем испытаний был Ю.И. Костоглод.
В 1960 году был построен монтажный корпус. В 1961 году вместо
временных вагончиков построено здание для размещения ИТР и руководства отдела. В
этом здании разместился бункер управления стендом 1Б. Для обеспечения программы
испытаний были внедрены универсальные программно-логические стендовые системы
управления.
Для огневых стендовых испытаний ракеты нового поколения 8К65
(Р-14) Главного конструктора М.К. Янгеля с дальностью стрельбы до 10 тыс. км.
требовалось провести реконструкцию стенда 1А. Под руководством Волкова были
выполнены следующие работы: значительно расширена рабочая площадка; усилена
конструкция стенда для принятия нагрузки с 50 до 250 тонн; построен
монтажно-промывочный корпус; построен двухэтажный бункер управления и построена
кабельная эстакада "бункер - стенд" длиною 80 м.
После завершения работ по реконструкции сооружения 1А с 1960 г.
начались огневые стендовые испытания ракеты Р-14. На основании положительных
результатов ракета была допущена к летно-конструкторским испытаниям, которые
прошли успешно, и ракета Р-14 была принята на вооружение ракетных войск
стратегического назначения.

Испытания новой ракеты М.К. Янгеля 8К64 (Р-16) на объекте № 1
прошли успешно, но пуск ракеты Р-16 на полигоне 24 октября 1960 г. завершился
крупной аварией на стартовой позиции. В результате взрыва погибло 92 человека.
В числе погибших был и заместитель начальника испытательной
станции № А.С. Бабушкин. Впоследствии одна из улиц п. Новостройка была названа
его именем.
Интенсивность работ по отработке и проведению огневых стендовых
испытаний новых ракет стратегического назначения из года в год нарастала.
Работали два стенда 1А и 1Б. В связи с успешным проведением испытаний боевых
комплексов 15А14, 15А15, 15А30 были удостоены правительственных наград начальник
объекта №1 В.П. Волков, заместитель начальника Ю.М. Лясин, ведущий инженер В.И.
Рослов, испытатели Н.П. Буцын, А.А. Данилов, Н.П. Жиляев, Н.И. Майоров, К.М.
Перминов, В.С. Тарасов, А.Н. Шолбин.
В 70-е годы с появлением первых серийных управляющих
вычислительных комплексов (УВК) по инициативе Волкова на объекте №1 для
отработки изделий главных конструкторов М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, В.П. Макеева,
Г.Н. Бабакина и других в числе первых в отрасли внедрены УВК "Днепр", М-6000,
СМ-1300 (в трехканальном исполнении).
Волков успешно прошел большой путь испытателя от инженера до
начальника объекта №1. В этой должности он проработал до ухода на пенсию в 1978
г.
За трудовую деятельность на предприятии награжден орденом
«Трудового Красного Знамени», двумя орденами «Знак Почета» и медалями. Являлся
ветераном труда, внесен в Книгу почета НИИхиммаш.
Неординарные организаторские способности, большой опыт,
инженерные знания Виктора Петровича Волкова сыграли значительную роль в создании
и отработке ракетно-космической техники.
Коллектив ИС-101
Воспоминания тов. Волкова В.П.
Подробнее...
Не успели затихнуть раскаты грома Великой Отечественной войны, как наша страна тот час же приступила к созданию и освоению ракетной и космической техники». Это потребовало большой организаторской работы в объеме всей страны по созданию конструкторских бюро, опытных заводов по изготовлению ракетной техники, наземного заправочного и специального оборудования, строительству испытательных огневых станций и полигонов для летных испытаний.
Вся эта работа, начатая в 1945 году, уже в 1946 г. развернулась широким фронтом. Только подумать: я, Волков Виктор Петрович, 1917 года рождения, 9 мая 1945г. являлся участником жестоких боев по освобождению столицы Чехословакии гор. Праги, а в июне 1946 года уже работал в НИИ-88 (ст. Подлипки) - центре освоения и создания ракетно-космической техники нашей страны.
Стремительно и бурно развивалась эта новая техника, приходилось осваивать вывезенную из Германии маломощную ракетную технику и на этой базе создавать нашу новую отечественную технику. Поистине захватывающим для нашего коллектива был этот период. Много работали, время для нас тогда не существовало.
Вместе с рабочими-сборщиками цеха 39 завода 88(ст. Подлипки) собирали ракеты "IP" (бывшая немецкая ракета ФАУ-2), проводили заводские горизонтальные испытания и отправляли их на стендовые и летно-конструкторские испытания. Признаться – ничего гладко не шло на первых порах, из цеха не выходили сутками.
Я работал в то время в бывшем отделе № 16 НИИ-88 (отдел систем управления ракет) принимал непосредственное участие в разработке, изготовлении и отладке электроиспытательных пультов и наземной кабельной сети комплекта "ПВОИ-2" (пульт вертикальных огневых испытаний), специально предназначенных для Загорской испытательной площадки.
В октябре 1949 г. указанный комплект ПВОИ-2 был доставлен и развернут на (законченной строительством) первой очереди заводской станции горячих испытаний - огневой стенд №I филиала № 2 НИИ-88.
Отладку ПВОИ-2 на огневом стенде № I проводили в основном командированные работники отдела № 16 НИИ-88. Подготовка наземного (заправочного и специального) оборудования, необходимого для огневых стендовых испытаний ракет IP, производилась силами ЛИС-2 НИИ-88 (летно-испытательная станция) начальником, которой был Л.А. Воскресенский.
Подготовка огневого стенда со всеми специальными и вспомогательными сооружениями была выполнена самостоятельно силами рабочих и ИТР, филиала № 2 НИИ-88. На заре развития ракетной техники я являлся ведущим специалистом по системам управления ракеты IP и поэтому был командирован в филиал № 2 НИИ-88 на пуско-отладочные работы электро-испытательного комплекса аппаратуры и подготовки его к огневым стендовым испытаниям ракеты IP.
Прибыли в филиал № 2 числа 13 – 15 декабря 1949 г. В основном работа проходила на стенде № I и бункере управления.
Сроки подготовки к первому огневому испытанию были крайне сжатыми. Этого дня с нетерпением ждали все начиная от Министра (Д.Ф. Устинов) и кончая рабочим вспомогательных служб филиала № 2. Но, как обычно, в новом деле все гладко не проходит, обязательно что-нибудь не клеится, так и у нас управленцев, пульт ПВОИ-2 не хотел стабильно функционировать.
И мы (Воскресенский Л.А., т. Черток Б.Е., т. Вишняков А. и я) за 15, 16, 17/ХП.49 г. не смогли отладить этот пульт, а пуск был назначен на 18/ХII.49 г.
Спали прямо на полу (на ковре) в бункере, не выходя из него. Дело с отладкой пульта приняло угрожающий характер, ведь 18/ХII приедет много начальства и срывать пуск нам было нельзя, о переносе срока и думать было нельзя.
Помню, в ночь с 17 на 18/ХII 49 г. от усталости все мы немного вздремнули сидя около электро-схемы на ковре в бункере. Первый очнулся Воскресенский Л.А., тормошит меня и спрашивает: "Виктор что будем делать, давай еще немножко подумай и полазь по схеме".
Очнувшись от сна, я ему ответил: "Есть вариант криминальный, - команду "Дренаж" принудительно поддержать пальцем и дальнейшие команды должны пройти четко". Появилось предложение проверить это на пульте, проверка прошла нормально, пульт ПВОИ-2 отработал комплексную циклограмму запуска ракеты.
Стали думать как это выполнить практически и решили: после заправки ракеты компонентами из комнаты управления всех удалить, внутрь каркаса пульта ПВОИ-2 посадить бывшего техника т. Вишнякова А. задача которого, по команде ведущего испытания ракеты Воскресенского Л.А. "Дренаж", нажать на якорек реле "РДI" пальцем и отпустить по команде "Главная". После отработки ракетой заданного времени всех удалить из комнаты управления и Вишнякову А. можно вылезать из каркаса пульта. Все это было проделано с полным серьезным и ответственным отношением и рекламе не подлежало. Ну, а для дальнейших испытаний ракет пульт ПВОИ-2 был доработан.
В августе 1950 г. я был приглашен Г.М. Табаковым работать в Филиал № 2 на должность начальника группы управления объекта №I. В этот период создавалась своя испытательная команда из механиков и ИТР филиала № 2, где мне была отведена роль ведущего испытаниями ракет на стенде № I, для подготовки и проведения КВИ ракет IP III серии. Задача была поставлена Г.М. Табаковым.
Задача проведения КВИ ракет технически сложная и требовала технически совершенного комплекта электро-пневмо-испытательного оборудования. Я попросил разрешения у Г.М. Табакова поехать в отдел 16 НИИ-88 к т. Бродскому Э.Б. и попытаться достать штатный стартовый (на спец. машинах) комплект электроиспытательной аппаратуры для работы IP II серии. С А.С. Бабушкиным выпросили этот комплект, доставили на филиал № 2, сами его доработали и отладили для обеспечения КВИ ракет IP III серии. Задача КВИ ракет IP III серии самостоятельно, силами филиала № 2, была успешно выполнена, за что высоко оценена Главным Конструктором ракет Королевым С.П.
Вся наземная техника была уже с выработанным ресурсом времени и поэтому неудивительны были столь частые задержки в технологии испытания ракеты.
Один из характерных случаев приведу. При заправке ракет жидким кислородом использовалась кислородная (трофейная) цистерна с насосной подачей компонентов в изделие, насос имел привод от бензинового двигателя укрепленного под цистерной.
При заправке ракеты окислителем этот бензиновый двигатель загорелся, кругом пары кислорода, вверху цистерна с жидким кислородом и мною в этот момент громко подается команда, "быстро всем удалиться со стенда" - все убегают, остаемся с механиком по обслуживанию этой кислородной станции т. Марковым В.А. Хватаем лежащий рядом чехол с цистерны, накрываем двигатель. Пожар потушили.
Через 5 минут вновь команда "приступить к заправке жидкого кислорода" – ракета полностью заправлена, проведен огневой пуск и как будто ничего особенного не случилось.
Но не только приходилось заниматься испытаниями ракет, а и часто вспомогательными работами, доработками сооружений.
Особенно вспоминается "работенка" по расширению амбразур бункера управления. Железо-бетонные стены бункера 1,5 м. толщиной (бетон марки № 400), арматура Ø 20-30мм. Наша группа управления (в составе 4-х человек) эту крайне тяжелую работу выполнила. В течение 10 дней амбразуры с 250 х 500 мм были расширены до размера 500 x1000 мм при помощи кувалд и самодельных зубил. После этого расширения амбразур, открылся великолепный визуальный обзор всего стенда и прилегающих к нему площадок.
В октябре 1953 г. намечалось проведение огневых испытаний с баками из клеевой древесины (изд. 50 РД 05). Баки были изготовлены в СКБ 385 МОБ. При подготовке к огневым испытаниям на стенде выяснилось, что баки не удовлетворяют ТУ. При заправке бака О жидким кислородом и наддуве до 0,3 ати наблюдалась течь жидкого кислорода через стенки днища. В виду этого изделие 50РГ не было допущено к огневым стендовым испытаниям. В декабре 1954 г. были поставлены баки новой конструкции, изготовленные СКБ 385, изделие получило индекс 50РД05. На изделии был установлен двигатель 8Д51, изготовленный заводом 586 в сентябре 53 г. Огневые испытания изделия 50РД05 проводились 30 марта 1955 г. Работа двигателя была устойчивой. После проведения профилактических работ изделие было снято со стенда и доставлено в цех 5Р, где была проведена расстыковка средней части, а осмотр спиртового бака показал, что внутренняя покраска в некоторых местах вспучилась и отстала. Нарушения целостности внутренней поверхности спиртового бака не обнаружено.
При осмотре бака О также обнаружено отставание краски в нескольких местах. На поверхности обнаружена трещина, глубиной 0,3 мм (внутренний слой обечайки), других дефектов не обнаружено.
На основании проведенных экспериментов и огневых испытаний в отчете было указано, что "можно считать возможным применение несущих баков О и Г из клеевой древесины".
|