По залам музея
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Волков Виктор Петрович
     
 
 

Волков

Виктор Петрович

14 декабря 2012 года исполнилось бы 95 лет со дня рождения Виктора Петровича Волкова. Более 30 лет своей деятельности он отдал испытаниям ракетно-космической техники. Из них 27 лет являлся начальником испытательной станции №1 предприятия НИИхиммаш.

Виктор Петрович Волков родился 14 декабря 1917 года в деревне Каракулино Удмуртской АССР. В 1932 году окончил фабрично-заводское училище, в июне 1941 года - Уральский Индустриальный институт им. С.М. Кирова. С началом войны был призван в ряды Советской Армии. В декабре 1941 года окончил краткосрочные курсы при академии им. В.М. Молотова.

С 1942 по 1945 год - участник Великой Отечественной войны. За боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды, "Отечественной войны 1–ой степени" и медалями за "Освобождение Праги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.". Неоднократно объявлялись благодарности Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина. Перенес тяжелое ранение.

После завершения службы в армии в 1946 году Виктор Петрович Волков в поисках работы приехал в Подлипки (г. Королев). В отделе кадров ОКБ - 1 (НИИ – 88) впервые встретился с Сергеем Павловичем Королевым, (в ту пору начальником ОКБ–1), прошел собеседование и был принят на работу.

По сути – это является счастливым началом трудовой деятельности для бывшего фронтовика Волкова. Для ОКБ-1 и его работников это был период бурного освоения и развития новой ракетной, а затем и космической техники.

С первых дней Волкову пришлось много работать. Он участвовал в изготовлении, заводских испытаниях аппаратуры, оборудования, технологической оснастки новых систем. Приобретя опыт и знания, приходилось неоднократно участвовать в отработках образцов новой техники на полигоне Капустин Яр. Первая экспедиция на полигон была проведена в 1947 году под руководством Королева и его заместителя Воскресенского, в которой Волков участвовал в роли ведущего инженера по системе управления.

В июле 1948 года под Загорском было начато строительство первой очереди испытательной станции, в состав которой вошли стенд №1 и другие вспомогательные сооружения. В кратчайший срок, за полтора года, строительство было завершено.

Созданный стенд и комплекс вспомогательных систем получили название – испытательная станция №1 филиала №2 НИИ-88. Начальником испытательной станции №1 был назначен В.В. Клейменов, его заместителем – Н.Н. Инкин. Директором созданного предприятия – филиала №2 НИИ-88 стал В.С. Шачин, главным инженером – Г.М. Табаков.

Задача была поставлена вполне конкретная: в декабре 1949 года провести на стенде первое огневое испытание ракеты Р–1 Главного конструктора Сергея Павловича Королева.

Еще в 1947 году группе специалистов НИИ–88, в которую входил Волков, было поручено разработать на основании технического задания систему управления для стендовой отработки новой техники. В середине 1949 года первый вариант аппаратуры СУ был изготовлен, подлежал монтажу и отладке на испытательной станции №1.

Первое огневое испытание отечественной баллистической ракеты дальнего действия (БРДД) Р-1 было проведено на испытательной станции №1 18 декабря 1949 года в 20 часов 52 минуты. Испытания прошли успешно. Двигатель проработал 53,75 секунд. Внешний осмотр двигательной установки после первого запуска показал пригодность к повторным огневым испытаниям.

Первое испытание проводилось, в основном, испытателями НИИ-88, ведущим инженером был начальник летно-испытательной станции Л.А. Воскресенский. Волков принимал участие в подготовке системы управления к огневым стендовым испытаниям.

В дальнейшем, в самое короткое время, на Филиале №2 сформировался прекрасный коллектив профессионалов, состоявший из перешедших из НИИ-88 и имевших определенный опыт инженеров – испытателей В.П. Волкова, В.Я. Качанова, Н.Д. Крючкова, В.В. Бугаева, а также других молодых специалистов. Коллектив самостоятельно проводил огневые испытания и другие экспериментальные работы на объекте №1, которые продолжались почти два года и завершились в июле 1951 г. Ракета Р-1 была принята на вооружение.

В течение всего 1950 года на объекте №1 отрабатывались двигательная установка и система управления ракеты Р-2.

Интересен тот факт, что на одно из огневых испытаний в ракету был помещен контейнер, в котором находились собаки, которые благополучно перенесли все нагрузки.

Всего было проведено 11 успешных испытаний и выдано заключение на летно-конструкторские испытания на полигоне Капустин Яр.

В этих испытаниях участвовал Волков в должности начальника группы системы управления. За достигнутые успехи в отработке Р-2 многим испытателям были вручены Правительственные награды.

В 1951 году Волков был назначен исполняющим обязанности начальника, а 1952–м утвержден начальником объекта №1.

1952 год - этап испытаний изделия Р-5, уникальной баллистической ракеты с ядерным зарядом, с дальностью стрельбы 1200 км. Испытаниями двигательных установок Р-5 руководили начальник объекта Волков и ведущий инженер Бабушкин.

Успешные результаты летных испытаний ракеты Р-5, в проведении которых принимали участие специалисты предприятия В.П. Волков, А.С. Бабушкин, Ю.А. Карнеев (впоследствии ставший директором НИИХИММАШ), В.С. Ануфриев, К.И. Тюрин, В.А. Леонов, Н.Ф. Козлов и другие, позволили использовать ее модернизацию Р-5М для доставки ядерного заряда. Пуск ракеты был произведен 2 февраля 1956 года в районе Аральских Каракумов, мощность взрыва в 4 раза превосходила мощность взрыва в Хиросиме.

В связи с разработкой проекта создания ракеты - носителя 8К71 (Р-7) Главного конструктора С.П. Королева в срочном порядке на объекте №1 в 1956 году было создано новое рабочее место - стенд 1Б, предназначенный для отработки системы заправки кислородом боковых ступеней «семерки». Проводились работы по тарировке датчиков расхода кислорода турбинного типа для системы опорожнения баков. Управление стендом и арматурой боковой ступени осуществлялось из бронемашины. Ведущим руководителем испытаний был Ю.И. Костоглод.

В 1960 году был построен монтажный корпус. В 1961 году вместо временных вагончиков построено здание для размещения ИТР и руководства отдела. В этом здании разместился бункер управления стендом 1Б. Для обеспечения программы испытаний были внедрены универсальные программно-логические стендовые системы управления.

Для огневых стендовых испытаний ракеты нового поколения 8К65 (Р-14) Главного конструктора М.К. Янгеля с дальностью стрельбы до 10 тыс. км. требовалось провести реконструкцию стенда 1А. Под руководством Волкова были выполнены следующие работы: значительно расширена рабочая площадка; усилена конструкция стенда для принятия нагрузки с 50 до 250 тонн; построен монтажно-промывочный корпус; построен двухэтажный бункер управления и построена кабельная эстакада "бункер - стенд" длиною 80 м.

После завершения работ по реконструкции сооружения 1А с 1960 г. начались огневые стендовые испытания ракеты Р-14. На основании положительных результатов ракета была допущена к летно-конструкторским испытаниям, которые прошли успешно, и ракета Р-14 была принята на вооружение ракетных войск стратегического назначения.

Испытания новой ракеты М.К. Янгеля 8К64 (Р-16) на объекте № 1 прошли успешно, но пуск ракеты Р-16 на полигоне 24 октября 1960 г. завершился крупной аварией на стартовой позиции. В результате взрыва погибло 92 человека.

В числе погибших был и заместитель начальника испытательной станции № А.С. Бабушкин. Впоследствии одна из улиц п. Новостройка была названа его именем.

Интенсивность работ по отработке и проведению огневых стендовых испытаний новых ракет стратегического назначения из года в год нарастала. Работали два стенда 1А и 1Б. В связи с успешным проведением испытаний боевых комплексов 15А14, 15А15, 15А30 были удостоены правительственных наград начальник объекта №1 В.П. Волков, заместитель начальника Ю.М. Лясин, ведущий инженер В.И. Рослов, испытатели Н.П. Буцын, А.А. Данилов, Н.П. Жиляев, Н.И. Майоров, К.М. Перминов, В.С. Тарасов, А.Н. Шолбин.

В 70-е годы с появлением первых серийных управляющих вычислительных комплексов (УВК) по инициативе Волкова на объекте №1 для отработки изделий главных конструкторов М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, В.П. Макеева, Г.Н. Бабакина и других в числе первых в отрасли внедрены УВК "Днепр", М-6000, СМ-1300 (в трехканальном исполнении).

Волков успешно прошел большой путь испытателя от инженера до начальника объекта №1. В этой должности он проработал до ухода на пенсию в 1978 г.

За трудовую деятельность на предприятии награжден орденом «Трудового Красного Знамени», двумя орденами «Знак Почета» и медалями. Являлся ветераном труда, внесен в Книгу почета НИИхиммаш.

Неординарные организаторские способности, большой опыт, инженерные знания Виктора Петровича Волкова сыграли значительную роль в создании и отработке ракетно-космической техники.

Коллектив ИС-101

Воспоминания тов. Волкова В.П.

Подробнее...

Не успели затихнуть раскаты грома Великой Отечественной войны, как наша страна тот час же приступила к созданию и освоению ракетной и космической техники». Это потребовало большой организаторской работы в объеме всей страны по созданию конструкторских бюро, опытных заводов по изготовлению ракетной техники, наземного заправочного и специального оборудования, строительству испытательных огневых станций и полигонов для летных испытаний.

Вся эта работа, начатая в 1945 году, уже в 1946 г. развернулась широким фронтом. Только подумать: я, Волков Виктор Петрович, 1917 года рождения, 9 мая 1945г. являлся участником жестоких боев по освобождению столицы Чехословакии гор. Праги, а в июне 1946 года уже работал в НИИ-88 (ст. Подлипки) - центре освоения и создания ракетно-космической техники нашей страны.

Стремительно и бурно развивалась эта новая техника, приходилось осваивать вывезенную из Германии маломощную ракетную технику и на этой базе создавать нашу новую отечественную технику. Поистине захватывающим для нашего коллектива был этот период. Много работали, время для нас тогда не существовало.

Вместе с рабочими-сборщиками цеха 39 завода 88(ст. Подлипки) собирали ракеты "IP" (бывшая немецкая ракета ФАУ-2), проводили заводские горизонтальные испытания и отправляли их на стендовые и летно-конструкторские испытания. Признаться – ничего гладко не шло на первых порах, из цеха не выходили сутками.

Я работал в то время в бывшем отделе № 16 НИИ-88 (отдел систем управления ракет) принимал непосредственное участие в разработке, изготовлении и отладке электроиспытательных пультов и наземной кабельной сети комплекта "ПВОИ-2" (пульт вертикальных огневых испытаний), специально предназначенных для Загорской испытательной площадки.

В октябре 1949 г. указанный комплект ПВОИ-2 был доставлен и развернут на (законченной строительством) первой очереди заводской станции горячих испытаний - огневой стенд №I филиала № 2 НИИ-88.

Отладку ПВОИ-2 на огневом стенде № I проводили в основном командированные работники отдела № 16 НИИ-88. Подготовка наземного (заправочного и специального) оборудования, необходимого для огневых стендовых испытаний ракет IP, производилась силами ЛИС-2 НИИ-88 (летно-испытательная станция) начальником, которой был Л.А. Воскресенский.

Подготовка огневого стенда со всеми специальными и вспомогательными сооружениями была выполнена самостоятельно силами рабочих и ИТР, филиала № 2 НИИ-88. На заре развития ракетной техники я являлся ведущим специалистом по системам управления ракеты IP и поэтому был командирован в филиал № 2 НИИ-88 на пуско-отладочные работы электро-испытательного комплекса аппаратуры и подготовки его к огневым стендовым испытаниям ракеты IP.

Прибыли в филиал № 2 числа 13 – 15 декабря 1949 г. В основном работа проходила на стенде № I и бункере управления.

Сроки подготовки к первому огневому испытанию были крайне сжатыми. Этого дня с нетерпением ждали все начиная от Министра (Д.Ф. Устинов) и кончая рабочим вспомогательных служб филиала № 2. Но, как обычно, в новом деле все гладко не проходит, обязательно что-нибудь не клеится, так и у нас управленцев, пульт ПВОИ-2 не хотел стабильно функционировать.

И мы (Воскресенский Л.А., т. Черток Б.Е., т. Вишняков А. и я) за 15, 16, 17/ХП.49 г. не смогли отладить этот пульт, а пуск был назначен на 18/ХII.49 г.

Спали прямо на полу (на ковре) в бункере, не выходя из него. Дело с отладкой пульта приняло угрожающий характер, ведь 18/ХII приедет много начальства и срывать пуск нам было нельзя, о переносе срока и думать было нельзя.

Помню, в ночь с 17 на 18/ХII 49 г. от усталости все мы немного вздремнули сидя около электро-схемы на ковре в бункере. Первый очнулся Воскресенский Л.А., тормошит меня и спрашивает: "Виктор что будем делать, давай еще немножко подумай и полазь по схеме".

Очнувшись от сна, я ему ответил: "Есть вариант криминальный, - команду "Дренаж" принудительно поддержать пальцем и дальнейшие команды должны пройти четко". Появилось предложение проверить это на пульте, проверка прошла нормально, пульт ПВОИ-2 отработал комплексную циклограмму запуска ракеты.

Стали думать как это выполнить практически и решили: после заправки ракеты компонентами из комнаты управления всех удалить, внутрь каркаса пульта ПВОИ-2 посадить бывшего техника т. Вишнякова А. задача которого, по команде ведущего испытания ракеты Воскресенского Л.А. "Дренаж", нажать на якорек реле "РДI" пальцем и отпустить по команде "Главная". После отработки ракетой заданного времени всех удалить из комнаты управления и Вишнякову А. можно вылезать из каркаса пульта. Все это было проделано с полным серьезным и ответственным отношением и рекламе не подлежало. Ну, а для дальнейших испытаний ракет пульт ПВОИ-2 был доработан.

В августе 1950 г. я был приглашен Г.М. Табаковым работать в Филиал № 2 на должность начальника группы управления объекта №I. В этот период создавалась своя испытательная команда из механиков и ИТР филиала № 2, где мне была отведена роль ведущего испытаниями ракет на стенде № I, для подготовки и проведения КВИ ракет IP III серии. Задача была поставлена Г.М. Табаковым.

Задача проведения КВИ ракет технически сложная и требовала технически совершенного комплекта электро-пневмо-испытательного оборудования. Я попросил разрешения у Г.М. Табакова поехать в отдел 16 НИИ-88 к т. Бродскому Э.Б. и попытаться достать штатный стартовый (на спец. машинах) комплект электроиспытательной аппаратуры для работы IP II серии. С А.С. Бабушкиным выпросили этот комплект, доставили на филиал № 2, сами его доработали и отладили для обеспечения КВИ ракет IP III серии. Задача КВИ ракет IP III серии самостоятельно, силами филиала № 2, была успешно выполнена, за что высоко оценена Главным Конструктором ракет Королевым С.П.

Вся наземная техника была уже с выработанным ресурсом времени и поэтому неудивительны были столь частые задержки в технологии испытания ракеты.

Один из характерных случаев приведу. При заправке ракет жидким кислородом использовалась кислородная (трофейная) цистерна с насосной подачей компонентов в изделие, насос имел привод от бензинового двигателя укрепленного под цистерной.

При заправке ракеты окислителем этот бензиновый двигатель загорелся, кругом пары кислорода, вверху цистерна с жидким кислородом и мною в этот момент громко подается команда, "быстро всем удалиться со стенда" - все убегают, остаемся с механиком по обслуживанию этой кислородной станции т. Марковым В.А. Хватаем лежащий рядом чехол с цистерны, накрываем двигатель. Пожар потушили.

Через 5 минут вновь команда "приступить к заправке жидкого кислорода" – ракета полностью заправлена, проведен огневой пуск и как будто ничего особенного не случилось. Но не только приходилось заниматься испытаниями ракет, а и часто вспомогательными работами, доработками сооружений.

Особенно вспоминается "работенка" по расширению амбразур бункера управления. Железо-бетонные стены бункера 1,5 м. толщиной (бетон марки № 400), арматура Ø 20-30мм. Наша группа управления (в составе 4-х человек) эту крайне тяжелую работу выполнила. В течение 10 дней амбразуры с 250 х 500 мм были расширены до размера 500 x1000 мм при помощи кувалд и самодельных зубил. После этого расширения амбразур, открылся великолепный визуальный обзор всего стенда и прилегающих к нему площадок.

В октябре 1953 г. намечалось проведение огневых испытаний с баками из клеевой древесины (изд. 50 РД 05). Баки были изготовлены в СКБ 385 МОБ. При подготовке к огневым испытаниям на стенде выяснилось, что баки не удовлетворяют ТУ. При заправке бака О жидким кислородом и наддуве до 0,3 ати наблюдалась течь жидкого кислорода через стенки днища. В виду этого изделие 50РГ не было допущено к огневым стендовым испытаниям. В декабре 1954 г. были поставлены баки новой конструкции, изготовленные СКБ 385, изделие получило индекс 50РД05. На изделии был установлен двигатель 8Д51, изготовленный заводом 586 в сентябре 53 г. Огневые испытания изделия 50РД05 проводились 30 марта 1955 г. Работа двигателя была устойчивой. После проведения профилактических работ изделие было снято со стенда и доставлено в цех 5Р, где была проведена расстыковка средней части, а осмотр спиртового бака показал, что внутренняя покраска в некоторых местах вспучилась и отстала. Нарушения целостности внутренней поверхности спиртового бака не обнаружено.

При осмотре бака О также обнаружено отставание краски в нескольких местах. На поверхности обнаружена трещина, глубиной 0,3 мм (внутренний слой обечайки), других дефектов не обнаружено.

На основании проведенных экспериментов и огневых испытаний в отчете было указано, что "можно считать возможным применение несущих баков О и Г из клеевой древесины".

 
 
 
 
 

 
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  12.08.2017

АСТРОНОМИЯ ДЛЯ ВСЕХ. В НОЧЬ С 12 НА 13 АВГУСТА НАБЛЮДАЕМ САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ЗВЕЗДОПАД ГОДА!
 
  10.08.2017

РКК «ЭНЕРГИЯ». ЗАВЕРШЕНЫ ТЕПЛОВАКУУМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА «АНГОСАТ»
 
  07.08.2017

РОСКОСМОС. ЗАВЕРШЕНИЕ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИИ ТГК «ПРОГРЕСС МС»
 
 
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master