По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Экспонаты
   
 

 

 

 

 
 
 
24.08.2018

Раритеты музея им. С.П.Королёва  

ТВР24 Сергиев Посад и Радонежье

Опубликовано: 24 авг. 2018 г.

Бывает, экскурсоводы настолько привыкают к материалу, что тарабанят его механически, едва не скороговоркой. Не таков Михаил Хвостов, хранитель музея им. С.П. Королёва в Пересвете. Каждому посетителю он рассказывает истории экспонатов, словно в первый раз.

 
 

Блок А №212 спускаемого аппарата «Союз ТМА-2»

Подробнее...

Корректирующе-тормозная ДУ ТДУ-1 Корректирующе-тормозная ДУ КТДУ-80

С 1959 года в СССР начались разработки динамически активных космических аппаратов. Первенцем этих разработок стала тормозная двигательная установка ТДУ-1, обеспечившая возвращение на Землю первого космонавта Ю.А. Гагарина и всех космонавтов на космических кораблях «Восток» и «Восход» (разработана в КБ Исаева, испытана в НИИХИММАШ, 1959г.)

Подробнее о ТДУ-I А.М.ИСАЕВА

Прогресс в освоении космоса потребовал создания двигательных установок, выполняющих многоплановые задачи, которые могли бы неоднократно включаться при длительности работы от долей секунды до сотен секунд, осуществляя коррекцию орбиты и траектории полёта, стыковку и расстыковку, маневрирование в космосе, посадку космического аппарата на Землю и планеты солнечной системы. Представителем этого поколения ДУ является КТДУ-35, которая использовалась на кораблях «Союз», «Прогресс», на станции «Салют-4», обеспечила успешное выполнение совместной советско-американской программы «Союз» - «Аполлон». (разработана в КБ Исаева, испытана в НИИХИММАШ, 70е-80е годы прошлого века).

ДУ нынешнего поколения КТДУ-80 используются на пилотируемых космических кораблях «Союз-ТМ» и автоматических транспортных грузовых кораблях «Прогресс-М». Высокие экономичность и надёжность достигнуты благодаря применённой камере с абляционным охлаждением.

Во внешней экспозиции музея находится спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-2», который маневрировал и приземлялся с помощью КТДУ-80.

Схема спускаемого аппарата

О полете «Союз ТМА-2»

26 апреля 2003 года с космодрома Байконур был запущен космический корабль «Союз ТМА-2». На его борту находил¬ся экипаж в составе россиянина Юрия Ивановича Маленченко (командир) и американца Эдварда Лу (бортинженер). Космонавты вошли в состав седьмой основной экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-7).

Возвращение космонавтов на Землю было 28 октября 2003 года. В состав посадочного экипажа, кроме Ю.И. Маленченко и Э. Лу, вошел астронавт Европей¬ского космического агентства испанец Педро Дуке, прибыв¬ший с экипажем МКС-8 на корабле «Союз ТМА-3» и прора¬ботавший на станции более недели. Кстати, он стал первым испанцем, попавшим на борт МКС.

О посадке «Союз ТМА-2»

Транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА"

Модифицированный транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА", создан на базе корабля "Союз ТМ" согласно межгосударственным соглашениям России и США и является составной частью комплекса орбитальной станции. Основным назначением транспортного пилотируемого корабля является обеспечение спасения основного экипажа станции и доставки специальных экспедиций посещения.

В процессе полета корабль выполняет следующие задачи:

• доставка на станцию экипажа экспедиции посещения численностью до трех человек и небольших сопутствующих грузов (научно-исследовательской аппаратуры, личных вещей космонавтов, ремонтного оборудования для станции и т.п.);

• постоянное дежурство корабля на станции в период ее пилотируемого полета в готовности к срочному спуску экипажа основной экспедиции на Землю в случае опасной ситуации на станции, заболевания или травмы космонавта и т.п. (функция корабля-спасателя);

• плановый спуск экипажа экспедиции посещения на Землю; состав экипажа корабля при доставке и возвращении может меняться на станции;

• возвращение на Землю, одновременно с экипажем, полезных грузов относительно небольшой массы и объема (результатов работы экспедиции на станции, личных вещей и др.);

• удаление отходов со станции в бытовом отсеке, сгорающем в атмосфере при спуске.

Основные характеристики корабля "Союз ТМА"

Подробнее...

Наименование характеристики,

размерность

Значение

Примечание

1. Масса корабля, кг

до 7220

 

2. Масса спускаемого аппарата, кг

~ 2900

3. Экипаж, чел

2…3

4. Параметры орбиты

  • наклонение, град
  • высота, км
    • выведения
    • при стыковке корабля
    • при спуске корабля

51.6

202/238*

до 425

до 460

*) Перигей/апогей

5. Геометрические характеристики корабля, мм

  • длина по корпусу
  • максимальный диаметр
  • диаметр жилых отсеков
  • размах солнечных батарей

6980

2720

2200

10700

6. Масса полезного груза расчетная, кг

  • доставляемая
  • возвращаемая

до 100

до 50

при экипаже 3 чел.

7. Полетный ресурс *, сутки

200

*) в том числе ресурс автономного полета

8. Скорость приземления, м/с

  • на основной парашютной системе
  • максимальная / номинальная
  • на запасной парашютной системе
  • максимальная / номинальная

2,6 / 1,4

4,0 / 2,4

3,6 / 2,6 (на "Союз ТМ")

6,1 / 4,3 (на "Союз ТМ")

9. Ракета-носитель

"Cоюз ФГ"

Создана для корабля "Союз ТМА" и прошла летную отработку при запусках кораблей "Прогресс" в 2001-2002 гг.

Основные доработки корабля "Союз ТМА"

Транспортный пилотируемый корабль "Союз ТМА" является модификацией корабля "Союз ТМ", отличающегося высокой надежностью и безопасностью полета для экипажа, о чем свидетельствуют все запуски этого корабля, проведенные в период 1986 - 2002 годов в целях обслуживания орбитальных станций.

Основные доработки корабля "Союз ТМ" связаны с выполнением требований по расширению диапазона антропометрических параметров экипажа до значений, пpиемлемыx для американского контингента астронавтов, и повышению степени защиты экипажа от ударных нагрузок путем снижения посадочных скоростей и усовершенствования амортизации его кресел.

Для обозначения модификации этого коpабля в пpоектной и общетеxничеcкой документации было пpинято название "Cоюз ТМА" (антропометрический).

Для реализации изложенных выше требований на базовом корабле "Союз ТМ" были проведены следующие основные доработки по компоновке, конструкции и бортовым системам спускаемого аппарата (СА) без увеличения его габаритов:

• Установлены три вновь разработанных удлинённых кресла "Казбек-УМ" с новыми четырёхрежимными амортизаторами, которые обеспечивают регулировку амортизатора в зависимости от массы астронавта.

• Проведена перекомпоновка оборудования в надкресельной и подкресельной зонах СА, позволяющая разместить удлинённые кресла и астронавтов с увеличенной антропометрией, и расширить зону прохода через входной люк-лаз . В частности, установлены новый уменьшенный по выcоте пульт упpавления, новый xолодильно-cушильный агpегат, cиcтема запоминания инфоpмации и дpугие новые или доpабатываемые cиcтемы.

• На коpпуcе CА в зоне подножек пpавого и левого кpеcел оpганизованы выштамповки глубиной около 30 мм, котоpые позволили pазмеcтить pоcлыx коcмонавтов и иx удлиненные кpеcла. Cоответcтвенно изменились cиловой набоp коpпуcа и пpокладка тpубопpоводов и кабелей.

• В минимальной степени доработаны элементы корпуса СА, приборной рамы и кронштейны. Кабина экипажа по возможноcти была "pаcчищена" от выcтупающиx элементов - их пеpенесли в более удобные меcта, пеpеделали блок клапанов cиcтемы подачи киcлоpода в cкафандpы.

• Проведены доработки комплекса средств приземления:

       o заменены два (из 6-ти однорежимных) двигателя мягкой посадки (ДМП) на два новых трёхрежимных (ДМП-М);

       o для уменьшения погрешностей измерения гамма-высотомер "Кактус-1В" заменён на новый прибор "Кактус-2В".

Помимо, указанных изменений на корабле "Союз ТМА" были доработаны отдельные системы и агрегаты. Доработки, в основном, связаны с переходом на новую элементную базу и введением конструктивных улучшений.

Результаты испытаний корабля "Союз ТМА"

Для подтверждения правильности предложенных технических решений по компоновке, доработкам конструкции и оборудования спускаемого аппарата (СА) были проведены тщательное объемное макетирование корабля и испытания доработанных и новых систем и агрегатов, в том числе выполнены:

• комплексные копровые испытания с целью подтверждения прочности доработанного корпуса СА и узлов крепления оборудования, проверка функционирования новых кресел и конструкции СА, определение ударных воздействий на экипаж для подтверждения безопасности приземления;

• комплексные самолётные испытания для проверки взаимодействия новых, доработанных и заимствованных систем и конструкции СА в лётных условиях на участке парашютирования и посадки.

Испытания копрового макета спускаемого аппарата

 

 

Во время копровых испытаний проведено 3 сброса с максимальными скоростями для подтверждения прочностных характеристик СА и 8 сбросов для определения ударных воздействий на экипаж при штатном диапазоне скоростей посадки.

Во время самолетных испытаний была осуществлена проверка функционирования и характеристик доработанных систем в процессе парашютирования и приземления СА, подтверждение скоростей и ударных воздействий на экипаж при посадке, комплексная проверка взаимодействия систем и агрегатов доработанного СА в процессе их функционирования на участках парашютирования и посадки. Самолетные испытания осуществлялись с использованием экспериментальной установки на базе самолета Ил-76 по следующим программам:

• штатная посадка на основной парашютной системе (ОСП) - сброс №1 состоялся 24 декабря 1998 года;

• введение ОСП, имитация отказа основного парашюта, переход и посадка на запасной парашютной системе (ЗСП) - сброс № 2 осуществлен 8 апреля 1999 года ;

• посадка на ОСП в условиях, соответствующих тем, которые складываются при аварии ракеты-носителя на начальной части участка выведения корабля на орбиту, с вводом ОСП на высоте около пяти километров - сброс № 3 произведен 1 сентября 1999 года;

• введение ОСП, имитация отказа узла отделения тормозного парашюта основной парашютной системы, в результате которого исключается ввод в воздушный поток основного парашюта, переход и посадка на ЗСП - сброс № 4 выполнен 1 декабря 1999 года.

 

Приземление макета СА, сброшенного с самолета.

Проведенная экспериментальная отработка модифицированного корабля "Союз ТМА" подтвердила, что, в соответствии с целями модификации, корабль обеспечивает:

• размещение экипажа с расширенным диапазоном антропометрических параметров;

• пребывание и работу экипажа в спускаемом аппарате на всех участках полета;

• снижение на 40-50% номинальных и на 30-40% максимальных значений скоростей спускаемого аппарата при контакте с грунтом для всех расчетных случаев посадки;

• снижение значений ударных перегрузок при посадке в соответствии с уменьшением посадочных скоростей.

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1998/15-16/15-16-1998-4.html

1 – бытовой отсек (БО); 2 – спускаемый аппарат (СА); 3 – приборно-агрегатный отсек (ПАО); 4 – стыковочный агрегат (СтА); 5 – левая панель солнечной батареи (СБ); 6 – правая панель СБ; 7 – блистер для лазерного дальномера; 8 – радиатор-излучатель системы терморегулирования; 9 – экранно-вакуумная теплоизоляция (ЭВТИ, графитно-серого цвета); 10 – донный экран комбинированной двигательной установки (КДУ), цвета полированного титана; 11 – теплозащитная крышка сближающе-корретирующего двигателя КДУ (закрыта ЭВТИ); 12 – двигатель причаливания и ориентации (ДПО) (14 шт. с тягой по 13.3 кгс); 13 – двигатель ориентации (ДО) (12 шт. с тягой по 2.7 кгс); 14 – двигатель системы управления спуском СА (4 шт. с тягой 7.5 кгс и 4 шт. с тягой по 15 кгс); 15 – телекамера внешнего обзора; 16 – кабель-мачта БО – СА – ПАО; 17 – фара; 18 – иллюминатор (4 шт.); 19 – всенаправленная антенна программно-командной радиолинии (2 шт.); 20 – антенна дискретной антенной решетки программно-командной радиолинии (6 шт.); 21 – антенна голосовой радиосвязи; 22 – антенна радиотелеметрии; 23 – антенна телевизионной системы (2 шт.); 24 – антенна системы радиоконтроля орбиты (2 шт.); 25 – всенаправленная антенна аппаратуры сближения «Курс» (3 шт.); 26 – узконаправленная антенна аппаратуры «Курс»; 27 – антенна ориентации аппаратуры «Курс»; 28 – антенна автосопровождения аппаратуры «Курс»; 29 – термодатчик (6 шт.); 30 – оптический визир-ориентатор; 31 – крышка парашютного контейнера (2 шт.); 32 – теплоотражающий экран (2 шт.); 33 – экран радиотехнической защиты антенн аппаратуры «Курс» (4 шт.); 34 – датчик солнца; 35 – кронштейн зачековки створок СБ (8 шт.); 36 – отрывной электроразъем «Земля-Борт» (2 шт.); 37 – отрывной электроразъем «Борт-Ракета-носитель» (2 шт.); 38 – посадочный люк на БО; 39 – сопла сброса давления на БО; 40 – датчик построения инфракрасной вертикали (2 шт.); 41 – гермоплата отсека (4 шт.); 42 – пиронож кабель-мачты (2 шт.); 43 – эмблема; 44 – базовый шпангоут стыковки с ракетой-носителем.

Космонавт Маленченко посетил Пересвет

Дата публикации: 15 апреля 2013

Скромный, тихий, интеллигентный, немногословный… Однако после такого пунктира эпитетов невольно возникает благоговейная мысль, что перед тобой человек, за плечами которого пять (!) полётов в космос, последний из которых он совершил в уже довольно зрелом возрасте, в 50 лет, приземлившись на Землю не так давно - 19 ноября 2012 года.

 

Фотоотчет о посещении

Несмотря на прямую причастность Пересвета к космической отрасли, наш город не слишком избалован последнее время визитами космонавтов. Поэтому приезд Юрия Маленченко вызвал в рядах горожан любопытный ажиотаж. Первая часть программы визита космонавта состояла из экскурсии по НИЦ РКП и осталась недоступной для простых народных масс, зато увидеть космонавта и пообщаться с ним у пересветовского музея Космонавтики пришли многие горожане: студенты техникума, ветераны НИИхиммаша, любопытная пресса. А один из бывших работников института (из скромности он предпочел оставить имя втайне) принес на встречу свою работу – вырезанный на доске портрет Юрия Гагарина, на котором c оборотной стороны красовались подписи звездных космонавтов: Быковкого, Леонтьева и самая раритетная - Юрия Алексеевича Гагарина.

Раритетный экспонат

В музей Юрий Маленченко приехал не случайно. В экспозиции раритетных экспонатов музея есть один, который имеет к космонавту непосредственное отношение. Это блок А №212 спускаемого аппарата СОЮЗ ТМ, на котором Маленченко совершил полет в составе международного экипажа. По словам хранителя музея Хвостова, спускаемый блок уникален еще тем, что имеет высокую степень теплозащиты, которая позволяет кораблю, проходя через плотные слои атмосферы, не сгореть, а космонавтам благополучно вернуться на Землю.

В торжественной обстановке Юрий Иванович перерезал ленточку перед уникальным экспонатом и сделал на борту блока мелом памятную надпись: «Спасибо! Маленченко».

 

Конечно, надолго она не сохранится, зато останется в фотоархивах города.

За плечами космонавта пять полётов и несколько выходов в открытый космос.

- Второй полёт я выполнял на космическом корабле Шатл. Это американская система, мы его выполняли в рамках программы международной космической станции. Наша задача была интегрировать служебный модуль в общую систему. На все работы, которые мы выполняли, в том числе, в открытом космосе ушло пять дней, - рассказал журналистам Юрий Маленченко.

Космическая свадьба

Есть в биографии космонавта еще один удивительный факт, которым он, правда, поскромничал поделиться. В третий полёт в 2003 году состоялась его космическая свадьба с американкой Екатериной Дмитриевой. Этот брак тогда шумно описывала пресса: «торжество проходит в хьюстонском ресторане "Вилла Капр". Этот ресторан является традиционным местом, где космонавты, астронавты и вообще люди, работающие в расположенном в Хьюстоне Центре пилотируемых космических полетов имени Линдона Джонсона, привыкли отмечать важные даты и события и просто собираться.

Невеста сказала свое "да", находясь на Земле и наблюдая любимого по видеосвязи. "Это было очень здорово, очень трогательно", - сказала счастливая невеста, стоя возле картонной фигуры, изображавшей ее жениха.

Невеста прислала жениху на орбиту фрак, в котором он и вступил в брак. Грузовой корабль доставил на МКС и обручальное кольцо. Американский астронавт Эдвард Лу стал свидетелем и даже исполнил свадебный марш на портативном синтезаторе, сообщает ВВС».

Примечательно, что такой экстравагантный брак молодые вовсе не планировали. Свадьба должна была состояться в августе. К этому времени космонавт уже планировал слетать на МКС и вернуться. Однако из-за изменений в программе полетов его экспедиция задержалась, и в августе Маленченко оказался на орбите. В Росавиакосмосе поначалу воспротивились этой затее, заявив о нарушении воинской дисциплины. Зато власти Техаса сочли, что у Маленченко есть вполне уважительная причина не присутствовать на собственной свадьбе, и разрешили бракосочетание.

Яркий запах яблок

На вопрос, изменил бы он теперь профессию, когда знает, с каким риском она связана? Маленченко ответил: «Я был военным летчиком и потом получил предложение пройти отбор и стать космонавтом. Полететь в космос звучало как фантастика, и я не мог упустить такую возможность. Я никогда не пожалел об этом выборе. Поэтому, если кто-нибудь из подрастающего поколения в будущем решит связать свою жизнь с космонавтикой, никогда не пожалеет об этом».

Самым ярким впечатлением по прибытии на Землю космонавт считает запах яблок. «В космосе запахов почти нет, потому что там очищенный воздух получается без примесей. Поэтому, когда возвращаешься на землю, тебя сразу подхватывает волна всех запахов, на которые организм реагирует очень чувствительно, - поделился впечатлениями Юрий Иванович. - Привозить на место посадки яблоки – это хорошая традиция. Есть даже сорт определенный – алма-атинских очень ароматных яблок».

О бытовых подробностях космической жизни Маленченко также предпочел не слишком распространяться. Он только упомянул, что на станциях «Мир», а сейчас и на МКС, для православных космонавтов есть иконы, а на территории Звездного городка возведен храм. Кстати, на месте гибели Юрия Гагарина в деревне Новосёлово, космонавт Леонов восстанавливает церковь, а колокола на колокольне носят имена знаменитых космонавтов.

Ностальгия по небу

Будет ли развиваться космический туризм? Однозначно будет, дело только во времени, уверен Юрий Иванович. Человек любопытен. Во многом те возможности, которые мы сегодня имеет, были получены благодаря этому простому качеству. Наше космическое пространство огромное, хотя человек в нем продвинулся совсем недалеко. Но мы уже освоились на околоземной орбите. Если посмотреть дальше, то это такая глубина и даль, такое огромное количество звезд и планет! Конечно, человека тянет идти дальше, посмотреть, что же там во вселенной. А то, что туристы начали летать в космос, говорит о том, что мы дошли до такой степени развития, что это только радует. По мнению Маленченко, наступит такой момент, когда космические полеты станут более доступными и безопасными практически для всех.

Уже расставаясь с космонавтом, мы спросили его, бывает ли у него ностальгия по небу?

- Я думаю, что она бывает у каждого космонавта. Когда проходит определенное время после полёта, наступает момент, когда начинает тянуть обратно. Пока я о полёте не думаю, потому только в ноябре вернулся из очередной космической экспедиции. А по поводу шестого полёта – ближе к делу видно будет.

Подготовила Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА


Краткая справка о Ю.И. Маленченко:

Подробнее...

- Родился 22 декабря 1961 года в городе Хрущёв Кировоградской области Украинской ССР в семье председателя колхоза и учительницы младших классов.

- В 1983 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков и поступил на службу в 119-ую истребительную авиационную дивизию ВВС Одесского военного округа в городе Тирасполь.

- С 1 июля по 4 ноября 1994 года совершил свой первый полет в качестве командира ТК «Союз ТМ-19» и ОК «Мир» по программе ЭО-16, вместе с Т. А. Мусабаевым. Продолжительность полета — 125 суток 22 часа 53 минуты 36 секунд.

- С августа по декабрь 1996 года являлся координатором ЦПК в НАСА.

- С 8 по 20 сентября 2000 года совершил свой второй полет в качестве специалиста полета в экипаже шаттла Атлантис STS-106. Продолжительность полета — 11 суток 19 часов 12 минут 14 секунд.

- С 24 апреля по 28 октября 2003 года совершил свой третий полет в качестве командира экипажа 7-й основной экспедиции МКС и корабля «Союз ТМА-2», вместе с Эдвардом Лу. Продолжительность полета — 184 суток 22 часа 46 минут 28 секунд.

- С 10 октября 2007 года по 19 апреля 2008 года в качестве командира корабля Союз ТМА-11 и бортинженера участвовал в 16-й основной экспедиции на МКС. Это был четвертый полет Юрия Маленченко. Продолжительность полета — 191 сутки 19 часов 13 минут 21 секунда.

- В июле 2009 года полковник Юрий Маленченко уволен в запас Вооружённых Сил и отчислен из отряда космонавтов ЦПК имени Ю. А. Гагарина. Живёт в Звездном городке Щелковского района Московской области.

- 15 июля 2012 года отправился в пятый полёт в качестве бортинженера экспедиций МКС-32 и МКС-33. Стартовал на корабле «Союз ТМА-05М» в качестве командира корабля. Приземлился 19 ноября 2012 года.

Юрий Маленченко в ФКП «НИЦ РКП»: "В космос меня привело любопытство"

Подробнее...

15.04.2013

Визитная карточка

ЮРИЙ МАЛЕНЧЕНКО

Командир ТПК "Союз ТМА-М", бортинженер МКС, инструктор-космонавт-испытатель I класса Роскосмоса (Россия), 308-й космонавт мира, 78-й космонавт Российской Федерации.

Родился 22 декабря 1961 года в г. Светловодске Кировоградской области.

Женат, воспитывает двоих детей.

Почётные звания и награды: в 1994 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" и почётного знака "Летчик-космонавт РФ"; медаль Народного Героя Республики Казахстан с присвоением знака "Летчик-космонавт Казахстана"; орден "За военные заслуги", медаль "За заслуги в освоении космоса"; медали Министерства обороны Российской Федерации: "За воинскую доблесть" I степени, "За отличие в военной службе" I, II, III степени, "За безупречную службу" III степени; юбилейная медаль "70 лет Вооружённых Сил СССР"; медали НАСА.

Российский космонавт, полковник, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Юрий МАЛЕНЧЕНКО прибыл в Пересвет в полдень 10 апреля, накануне Дня космонавтики. Приезда именитого гостя ждали давно. Последние несколько лет самый "звёздный" город нашего района, где до сих проводятся самые передовые исследования и испытания космических двигателей, не избалован визитами космонавтов.

После осмотра стендов НИЦ РКП Маленченко повели в Музей космонавтики, где его ожидал необычный сюрприз. Оказывается, один из экспонатов музея — тот самый спускаемый блок, в котором Юрий Иванович в составе международного экипажа совершил посадку на Землю после своего третьего полёта в космос. Космонавт торжественно перерезал перед экспонатом ленточку и сделал на борту блока СОЮЗа ТМ дарственную надпись, после чего любезно согласился дать нам интервью.

— Юрий Иванович, какой полёт запомнился вам больше всего?

— Я был в космосе пять раз, и каждый полёт интересен и уникален по-своему, поэтому мне трудно что-либо выделить.

— Вы сегодня были на предприятии, которое занимается отработкой ракетных двигателей перед полётом в космос. Ваши впечатления от "кухни" подготовки полётов?

— Я впервые был на этом предприятии. Очень интересно посмотреть и послушать людей, которые выполняют совершенно необходимую работу. Ведь техника, которую здесь испытывают, это сердце любой двигательной системы, самый важный элемент, который даёт импульс ракете и благодаря которому мы можем оказаться в космосе, выполнять различные маневрирования и вернуться на Землю. Процесс испытания скрупулезный, и я понимаю, что далеко не всегда удаётся легко и быстро создать двигательную установку, которая бы удовлетворяла высоким требованиям, но это удаётся.

— Второй полёт вы выполняли в составе экипажа шаттла "Атлантис". Вам приходилось по нескольку часов работать в открытом космосе. Расскажите подробнее.

— В то время постоянно работающего экипажа на станции ещё не было. Наша задача была интегрировать на станцию служебный модуль. Мы пять дней проработали в состыкованном состоянии, выполняли выход в открытый космос. Для меня полёт был очень интересным, так как я впервые выполнял его в составе экипажа шаттла.

— Можете рассказать про вашу космическую свадьбу?

— Свадьба была в мой третий полёт. Но это личная жизнь, которую я предпочитаю не комментировать.

Справка

В прессе сохранилось описание этого события. "В день свадьбы 10 августа 2003 года жених и невеста, глядя друг на друга через экраны мониторов (жених был на орбите, невеста — на Земле), сами надели себе обручальные кольца. Свидетелем со стороны жениха стал Эдвард Лу. Обручальное кольцо для жениха и галстуки-бабочки для него и свидетеля были доставлены на орбиту в посылке грузовым кораблём "Прогресс". Марш Мендельсона на синтезаторе исполнил свидетель.

В США вокруг первой космической свадьбы был большой ажиотаж. Шикарное свадебное платье Екатерине сшили в самом престижном салоне Хьюстона. Обручальное кольцо — такое же, как и у Маленченко — оказалось очень символичным: разбросанные по золоту драгоценные камни изображают все планеты Солнечной системы, а также Солнце и саму МКС. Документы о заключении брака вместо Маленченко подписал в Центре управления полётами в Хьюстоне уполномоченный российским космонавтом американский адвокат.

Знаменательное событие Екатерина вместе с родственниками и друзьями отпраздновала в итальянском ресторане "Вилла Капри" городка Клиэр Лейк недалеко от Хьюстона, где все любопытные получили возможность сфотографировать новобрачную со сделанной в полный рост фанерной копией Маленченко".

— Вы пять раз были в космосе, ясно понимаете, с какой опасностью и риском приходится сталкиваться ежесекундно. Если бы вам сейчас выпала возможность поменять жизнь, вы бы снова стали космонавтом?

— Да, конечно. У меня в жизни был момент, когда пришлось принимать решение — остаться лётчиком или попытаться пройти отбор, чтобы в дальнейшем работать в отряде космонавтов. Мне нравилась работа, которой я тогда занимался, но полететь в космос – это звучало как фантастика, я не мог упустить такую возможность. И ни разу не пожалел о своём выборе. Поэтому, обращаясь к молодым, могу сказать: если кто-нибудь в будущем решит связать свою жизнь с космонавтикой, смело дерзайте.

— Сейчас модно становиться космическими туристами. Людей даже не останавливает тот факт, что это стоит сумасшедших денег. Что тянет человека в космос?

— У каждого на это свои причины, но основная — любопытство. Это качество всегда двигало человеком, многие вещи он делал именно из-за него. Те возможности, которые человечество сегодня имеет, были получены благодаря простому любопытству. Наше космическое пространство огромное, хотя мы продвинулись во Вселенную совсем недалеко. Но мы уже освоились на околоземной орбите. Если посмотреть дальше, то это такая глубина и даль, такое огромное количество звёзд и планет! Конечно, человека тянет идти вперёд, посмотреть, что же там, во Вселенной. А то, что туристы начали летать в космос, говорит о том, что космическая отрасль не стоит на месте, а динамично развивается. Это только радует. Думаю, наступит такой момент, когда космические полёты станут более доступными и безопасными.

— На месте гибели космонавта Гагарина в деревне Новосёлово, космонавт Леонов восстанавливает церковь, колокола которой носят имена знаменитых космонавтов. Как сейчас космонавты относятся к религии?

— Многие российские космонавты люди православные. На станции "Мир", а теперь на МКС есть православные иконы, а на территории Звёздного городка храм. Это нормально.

— Вы совершали полёт в составе международного экипажа с американским астронавтом Санитой Уилльямс и японским астронавтом Акихико Хошиде. Какие ощущения после полёта? На фотографиях я видела, что вы после приземления в руке держали яблоко...

— Мы проработали на орбите тогда больше полугода. У нас получился очень дружный и слаженно работающий экипаж. Что касается яблок, в космосе запахов почти нет, потому что там очищенный воздух, без примесей. Поэтому, когда возвращаешься на землю, тебя сразу заполняет волна запахов, на которые организм реагирует очень чувствительно. Привозить на место посадки космонавтов яблоки — это хорошая традиция. Есть даже сорт определённый — алма-атинских очень ароматных яблок.

— Есть какие-то приметы, которым следуют космонавты?

— Мы стараемся не нарушать процедуру подготовки к стартам. Она была заложена еще во времена первых стартов и существует до сих пор. Даже если есть моменты, которые, казалось бы, никакого отношения к полёту не имеют, их свято исполняют. Из последовательности этих событий всегда получался хороший результат. Возможно, это суеверие, но все космонавты до сих пор за несколько дней до старта действуют одинаково.

— У вас бывает ностальгия по небу?

— Я думаю, что у каждого космонавта, когда проходит определённое время после полёта, наступает момент, когда начинает тянуть обратно. В данный момент я об этом не думаю, потому что только в ноябре вернулся из очередной космической экспедиции. А по поводу шестого полёта — ближе к делу видно будет

ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЁТОВ:

1-й космический полёт выполнил с 1 июля по 4 ноября 1994 года на космическом корабле "Союз ТМ-19" и ОК "Мир" по программе ЭО-16. Во время полёта была осуществлена первая стыковка орбитального комплекса "Мир" с транспортным грузовым кораблём "Прогресс М-24" в телеоператорном режиме.

Ю. Маленченко выполнил два выхода в открытый космос общей длительностью 11 часов 07 минут. Продолжительность полёта составила 126 суток.

2-й космический полёт выполнил с 8 по 20 сентября 2000 года в качестве специалиста экипажа шаттла "Атлантис" SТS-106. В ходе полёта была подготовлена МКС к прибытию первого постоянного экипажа на станцию. За время экспедиции выполнил один выход в открытый космос длительностью 6 часов 14 минут. Продолжительность полёта составила 12 суток.

3-й космический полёт выполнил с 26 апреля по 28 октября 2003 года в качестве командира МКС-7 и ТПК "Союз ТМА". Основной задачей экспедиции стало продолжение эксплуатации станции в пилотируемом режиме в период вынужденной приостановки сборки. Продолжительность этого полёта составила 185 суток.

4-й космический полёт выполнил с 10 октября 2007 года по 19 апреля 2008 года в качестве бортинженера экспедиции МКС-16 и командира корабля "Союз ТМА-11". Выполнил один выход в открытый космос длительностью 6 часов 55 минут. Продолжительность полёта составила 191 сутки.

5-й космический полёт — 15 июля 2012 года отправился в полёт в качестве бортинженера экспедиций МКС-32 и МКС-33. Стартовал на корабле "Союз ТМА-05М" в качестве командира корабля. Приземлился 19 ноября 2012 года.

Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

 
 
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  18.11.2018

ЦУП. Грузовой корабль «Прогресс МС-10» пристыковался к МКС
 
  13.11.2018

РКК «Энергия». Ракета с кораблем «Прогресс МС-10» готова к установке на старте
 
  04.11.2018

ВКС. Успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2» с космодрома Плесецк
 
 
 

 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master