Сообщения пресс-службы
  СМИ о нас
  Фото
  Видео
  Издания, статьи
  Пресс-служба
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
СМИ о нас
     
 
  20.04.2016

Айвенго Галеев: “Наше дело — обеспечивать запуск ракет”

Айвенго Гадыевич Галлеев — доктор технических наук, профессор, академик Российской академии космонавтики, лауреат Премии Совета Министров СССР в области науки и техники, главный научный сотрудник ФКП НИЦ РКП, профессор кафедры «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем» аэрокосмического факультета Московского авиационного института (национального исследовательского университета), профессор СПФ Московского государственного индустриального университета.

Айвенго Галлеев - один из тех людей, без участия которых не происходило бы выполнение космических программ, запуски ракет и спутников в космос. Именно благодаря таким людям, преданным науке, сегодня мы можем гордиться многими достижениями ракетно-космической промышленности.

В 2016 году 5 апреля исполнилось 55 лет трудовой деятельности Айвенго Гадыевича в НИЦ РКП. В канун Дня космонавтики мы не могли пройти мимо этой даты, тем более что она совпала с юбилеем полёта Ю. А. Гагарина в космос.

- Ваше детство выпало на годы войны. Как вы жили в то время?

— У меня отрывочные воспоминания о детстве. Отец тогда был директором школы, он три раза пытался уйти на фронт добровольцем, но его всегда возвращали, потому что нужно было работать в тылу. Когда началась война, мы жили в Татарстане, немцы туда не дошли, но я помню, что слышал звуки пролетающих самолетов (объявления о воздушной тревоге). Это было в то время, когда фашисты с юга подступали к Волге (к Ульяновску, Сталинграду ...). В 1947 году отца перевели работать на партийную работу для освоения нефтяных месторождений Татарстана. Это был промышленный район, и мне, мальчишке, конечно же, была интересна новая техника. Я тогда учился в 5-7 классе. И вот здесь у меня появилась тяга к машиностроению. Хотя до этого много разных мыслей и желаний возникало...

— Например?

— Была мечта в лётную спецшколу пойти. Потом хотел стать геологом. Сестра старшая поступила в университет на геологический факультет, вот и я, глядя на неё, уже думал ехать в Грозный в геологоразведочный техникум. Но этой мечте не дано было сбыться. Да и родители меня не отпустили бы. Мама, например, очень хотела, чтобы я занимался историей. Она же была заведующей библиотекой. Кстати, именно поэтому она дала своим детям такие экзотические имена — мне Айвенго, а сестре — Аэлита, как имя героини романа Алексея Толстого.

 — Но вы всё-таки выбрали авиационный институт. Хорошо учились в школе, раз получилось поступить в такой вуз?

—Школу окончил с серебряной медалью. Но на первых курсах института испытывал большие трудности с черчением, которого было ну очень много! А в сельских школах черчение преподавали мало и плохо, поэтому поначалу я до 2-3 часов ночи сидел на кухне, пытаясь начертить детали. Причём такие сложные задания давали, пришлось учиться по ходу. Потом, конечно же, было легче. После окончания Казанского авиационного института по распределению попал в Новостройку. Про НИИХИММАШ мы ничего не знали, это было закрытое засекреченное предприятие. Родители хотели, чтобы я остался в Казани, тем более что была возможность работать в институте, а я мечтал о самостоятельности.

— Вы пришли в НИИХИММАШ ровно за неделю до полета Ю. А. Гагарина. Вы сами мечтали полететь в космос?

— Нет. Во-первых, до полёта Гагарина вообще ни у кого не было помыслов таких, чтобы полететь в космос. Все стремились стать лётчиками, работать в авиации. Стать военным лётчиком было мечтой почти всех мальчишек. А о космосе никто и не думал, даже и не представляли, что это такое. К тому же в космонавты отбирали людей с железным здоровьем. Они, может, и не знали, для каких целей их так тщательно готовят... Всё это было настолько неожиданно в то время и засекречено! Вообще, мы, инженеры, обеспечиваем запуски ракет, а сами в космос не стремимся.

— Но, всё-таки, вы, наверное, со многими космонавтами встречались?

 — Конечно, были такие встречи, но я никогда не коллекционировал автографы. Помню, как Владимир Александрович Джанибеков приезжал к нам, и наши сотрудницы спросили, какие впечатления у него остались после длительного пребывания на орбитальной станции Мир. Его ответ я запомнил очень хорошо: месяц поживите в стесненном пространстве космического аппарата без движения — вот такие ощущения. Это сейчас на МКС есть тренажёры для физических упражнений, индивидуальные места для отдыха, работы ...

— Во всех сферах, в том числе в космической, в нашей стране были трудные времена. Ощущали это когда-либо? Были мысли уехать?

 — Хорошо там, где нас нет. В 90-е годы многие уезжали за рубеж. Но, что касается нашего предприятия, преданные люди остались. Хотя, в рамках официальных контактов мы много стран посещали: Индию, Китай, США, Францию, Южную Корею...

— И как наша космическая отрасль выглядела на фоне других?

— Когда в 1960 годы мы начали осваивать новое криогенное топливо жидкий водород, американцы уже работали на нём. Тогда же, несмотря на наше первенство в запуске первого Спутника Земли (1957 г.) и первого полёта в космос Ю. А. Гагарина (1961 г.), "лунную" гонку мы проиграли. Почему? Президент США Кеннеди поставил национальную задачу обогнать "русских в космосе", и в 1969 году американцы впервые высадились на Луне. Во главе "лунной" программы у них стоял немецкий генерал фон Браун, который в годы второй мировой войны разрабатывал ракеты ФАУ-2 и у них, видимо, было много проработок по ракетной технике. Надо отметить, что вся немецкая ракетная "-элита", занимавшаяся разработками ракетной техники, после войны уехала в США. А у нас осталась небольшая кучка специалистов. В 1962 году, когда мы коснулись этой темы, у них уже водородные двигатели были созданы, были изданы фундаментальные книги по данной теме, а мы только начинали осваивать технику для применения жидкого водорода в ракетной технике. Конечно, финансирование в США было совсем другое, ведь их экономика превосходила нашу в три раза.

 — У них же войны не было...

— Не было. А нам приходилось восстанавливать разрушенное производство, народное хозяйство, держать паритет в создании вооружений в годы "холодной" войны и в этой обстановке развивать ракетно-космическую технику для поддержания обороноспособности страны и освоения космоса ...

 — История не терпит сослагательных наклонений. Но всё же... Если бы не случилась война, могли бы учёные СССР обогнать в космосе США?

 — Надо отметить, что в Советском Союзе в годы индустриализации как раз перед началом войны развитие тяжелого машиностроения шло бурными темпами (авиация, судостроение и другие отрасли). Сложно сказать, но, наверное, по многим вопросам мы не отставали бы... Нельзя сказать, что мы и сегодня отстаем. Это было бы неверно. Ведь по уровню двигателестроения в ракетной технике мы до сих пор превосходим зарубежные фирмы. Это отмечали, кстати, французы и другие специалисты ЕС, когда начались наши контакты после снятия ’’железного” занавеса в 90-е годы. Американцы до сих пор вынуждены покупать наши двигатели РД-180 для ракеты нового поколения "Атлас-5”. За несколько лет мы им продали уже более 50 двигателей. Только в последние годы в связи с санкциями американцы начали поговаривать, чтобы отказаться от закупок в России и начать собственное производство. Однако им пока не удалось воспроизвести эту технологию.

— В канун наступления Дня космонавтики как вы думаете: Россия восстановит статус космической державы, и какие перспективы можно ожидать для НИЦ РКП?

— В последние годы намечались большие работы по различным программам создания новых пилотируемых аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса, завершение создания глобальной системы навигации Глонасс, перестройки наших модулей на МКС в собственную орбитальную станцию (после окончания эксплуатации МКС в 2024 г.), создания новых средств выведения на экологически чистых компонентах взамен ракет-носителей (PH) "Протон" др. В конце марта в Правительстве РФ была утверждена Федеральная космическая программа России на 2016—2025 годы, сейчас проводится детализация элементов данной программы, в которой многие экспериментальные работы по испытаниям, в частности, нового пилотируемого транспортного корабля (ПТК) взамен кораблей "Союз" и "Прогресс", ступеней PH "Ангара-А5В" тяжелого класса, двигателей РД0146Д и РД0150 и ракетных блоков на кислородно-водородном топливе, космических аппаратов для исследования Лупы и Марса должны проводится на модернизированных стендах комплексов 618, 101, 102,106 и др. в НИЦ РКП. За последние 4 года в России были построены сооружения 1-го этапа на новом космодроме Восточный и 27 апреля 2016 г. запланирован первый запуск PH "Союз" с космодрома восточный. В перспективе с космодрома Восточный планируется обеспечивать запуски космических аппаратов и пилотируемых средств нового поколения для исследования объектов ближнего и дальнего космоса, осуществлять выполнение пилотируемых программ полета на Луну и Марс. Это вселяет надежду на дальнейшее развитие космонавтики и ракетной техники в нашей стране.

В заключение мне хотелось поздравить ветеранов предприятия, которые стояли у истоков создания ракетно-космической техники, специалистов, всех работников предприятия и жителей г. Пересвета с Днем космонавтики и пожелать им здоровья, счастья, долголетия и успехов.

Беседовала Анна Хитрик

Вестник муниципального образования «Город Пересвет», №2(210) 13 апреля 2016г.



 
 
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  07.08.2018

РКК «Энергия». Оценка интерфейса ПТК «Федерация»
 
  06.08.2018

Роскосмос. Cоглашение о сотрудничестве с АФК «Система»
 
  03.08.2018

НПО Энергомаш. Запущена уникальная программа «Путь к успеху»
 
 
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master