31.10.2016
В ФКП «НИЦ РКП» продолжаются рекордные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции
На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» с 1985 г. проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) служебного модуля (СМ) международной космической станции (МКС) в режиме сопровождения.
Очередной 43-ий сеанс испытаний проведен 26 октября 2016г., как и все предыдущие, с положительным результатом.
На момент проведения испытаний конструкция ОДУ в контакте с компонентами и парами компонентов находилась в течение 31 года (11 252 суток).
За время нахождения изделия на стенде корректирующие двигатели включались: КД-1 – 126 раза, КД-2 – 76 раз. Количество включений ЖРДМТ составило 10000 – 11050 раз.
Ресурсные испытания аналогов ОДУ служебного модуля МКС будут продолжены.
Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний со временем возрастает, так как результаты работ могут:
• подтвердить возможность продления эксплуатации МКС до 2020 года включительно,
• служить экспериментальным подтверждением возможности продления эксплуатации на следующий за 2020 годом эксплуатационный период;
• показать возможность применение элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах.
Для справки
В 70-х годах прошлого столетия после целого ряда успешных полетов пилотируемых космических кораблей, включая стыковку космических кораблей на орбите, переход космонавтов из одного корабля в другой и т.д. в нашей стране было принято магистральное направление в космонавтике – создание долговременных орбитальных станций (ДОС).
Первая ДОС создавалась в РКК «Энергия» на основе орбитальной пилотируемой станции «Алмаз» разработки КБ В.Н.Челомея. Она оснащалась двигательной установкой (ДУ) для коррекции орбиты С5.66 и системой исполнительных органов (СИО) с ЖРД малой тяги для обеспечения изменения положения станции в пространстве. ДУ С5.66 и СИО отрабатывались на стендах ФКП «НИЦ РКП».
В дальнейшем было принято решение о разработке объединенной двигательной установки (ОДУ) с общей системой подачи компонентов и включающей в себя 2 корректирующих двигателя (КД) и 32 ЖРД малой тяги в качестве двигателей ориентации и стабилизации ДОС. Все ОДУ, начиная с ЭУ-248 (1975г.), отрабатывались в ФКП «НИЦ РКП».
В 1985г. в связи с созданием ДОС «Мир» в ИС-104 были начаты испытания наземного стендового варианта ОДУ ЭУ-500. После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания.
Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
С целью обеспечения длительной эксплуатации ДОС «Мир» была разработана система дозаправки ОДУ компонентами топлива. Отсек компонентов дозаправки (ОКД) разработки РКК «Энергия» также отрабатывался в ФКП «НИЦ РКП». ОКД доставлялся на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс».
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов.
В настоящее время на стендах ИС-104 находится две ОДУ, идентичные друг другу. В случае возникновения нештатных ситуаций с ОДУ на МКС на любой из них могут быть проведены работы по диагностированию этих ситуаций и выдаче рекомендаций по дальнейшей эксплуатации штатной ОДУ.
В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену. Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.
Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются.
Соответствие основных характеристик ОДУ и ее агрегатов техническим условиям 17КС.60Ю.0000-0ТУ подтверждается ежегодными испытаниями по «Программе и методике проведения испытаний по сопровождению полета РС МКС на экспериментальной установке ЭУ917».
Испытательная станция ИС-104 и экспериментальная установка
Пресс-релизы об испытаниях :
2014,
2013,
2012,
2011гг.
|