1
УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ НТС!
УВАЖАЕМЫЕ СОТРУДНИКИ ИНСТИТУТА!
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ И ВЕТЕРАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ!
Сегодня, 22 апреля исполняется 95 лет со дня рождения Виктора Александровича Пухова, имя которого тесно связано со становлением и развитием нашего предприятия.
Виктор Александрович Пухов родился 22 апреля 1926 года в Костроме в семье служащих. С 1934 по 1944 год Виктор Александрович учился в средней школе. В этот же период, в годы Великой отечественной войны, в 16- летнем возрасте он работал трактористом и плотником на фанерном заводе, о чем сделана запись в трудовой книжке, выданной ему в 1942 году.
В 1944 году Виктор Александрович поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1960г., после чего он был направлен на наше предприятие.
Его инженерный талант и выдающиеся организаторские способности проявились с первых дней, когда он начал работать инженером объекта №1.
В 1951 году Виктор Александрович принимал участие в создании объекта №3, работая на этой испытательной станции в должности начальника группы.
Через год Виктор Александрович уже начальник 4-го объекта (ныне ИС-104).
Работая на объектах №1, №3, №4, Виктор Александрович принимал непосредственное участие в отработке принципиально нового вооружения, создававшегося в нашей стране в начале 50-х годов. Это, прежде всего, первые отечественные баллистические ракеты Сергея Павловича Королева Р-2 и Р-11, отрабатывавшиеся на стендах №1 и №3. Это - первые зенитные и крылатые ракеты, созданные в прославленных авиационных КБ Лавочкина, Березняка, Грушина.
И, наконец, это целая гамма первых ЖРД, разработанных в ОКБ Алексея Михайловича Исаева и отрабатывавшихся на стендах испытательной станции №4, начальником которой Виктор Александрович Пухов работал с 1952 по 1956 год.
Несмотря на свою молодость, а было в тот период Виктору Александровичу неполных 30 лет, он показал себя не только высокопрофессиональным специалистом-испытателем, а также зрелым руководителем и воспитателем коллективов, которые формировались в те годы на созданных в НИИ-229 испытательных станциях №3, №4, а затем и №5. За что в 1957 году он получил свою первую высокую правительственную награду - Орден "Трудового Красного Знамени".
В июне 1958 года Виктор Александрович Пухов становится главным инженером НИИХИММАШ - практически техническим руководителей института.
Надо напомнить, что именно на этот период падает резкий рост объема проводимых работ и резкий рост сложности этих работ.
О чем идет речь.
В конце 50-х годов перед ракетной и авиационной отраслями были поставлены новые задачи. Следует напомнить, что до 1966 года многие ведущие предприятия, участвовавшие в создании ракетной техники, входили в МАП-ГКАТ. Это будущие конструкторские организации КБХА, КБ «Салют», НПО Маш - г. Реутов, Самарский Центр ЦСКБ -"Прогресс" и другие.
Перед этими организациями, а также перед ОКБ-1 Королева и ОКБ Янгеля были поставлены задачи создания принципиально новых многоступенчатых межконтинентальных баллистических ракет. Параллельно начали применяться новые высокотоксичные компоненты ракетных топлив: гептил и АТ (амил). Практически все организации, входившие ранее в Министерство авиационной промышленности, не имели экспериментальной базы для отработки ракетной техники.
Все это потребовало в конце 50-х начале 60-х годов от нашего института строительства новых стендов, боксов, рабочих мест, а также реконструкции технологических стендовых систем применительно к новым задачам отработки ракетной техники 2-го поколения.
Все технические вопросы, естественно, решались в первую очередь главным инженером института.
Первой важнейшей государственной задачей, которую обязан был обеспечить назначенный главным инженером Виктор Александрович Пухов, были испытания в обеспечение первого в мире пилотируемого полета.
На стенде №2 (ИС-102) продолжалась стендовая экспе¬риментальная отработка первого космического носителя Р-7 "Восток" Сергея Павловича Королева.
На объектах №3 и № 4 (ныне ИС-104) были развернуты испытания первой в мире тормозной двигательной установки - ТДУ космического аппарата "Восток", созданной в ОКБ-2 главного конструктора Исаева.
И, наконец, непосредственно к периоду первых пилотируемых полетов в структуре института был построен специальный стендовый комплекс ИС-105, на котором были организованы контрольно-технологические испытания двигателей I и II ступеней ракеты-носителя. Главным конструктором двигателей был Валентин Петрович Глушко, но поставляемые на испытания двигатели изготавливал серийный авиационный завод имени Фрунзе (г. Куйбышев) - ныне известная фирма ОАО "Моторостроитель”. Ежемесячно испытывалось до 30 двигателей. С учетом специфики выполнения заводского плана испытания велись в основном в последние дни месяца и зачастую завершались в час-два ночи. И на каждое огневое испытание приходил, контролируя работу молодого коллектива ИС-105, главный инженер Пухов.
Всего за три года на испытательной станции ИС-105 было испытано 700 двигателей, после чего эта достаточно рутинная работа была передана на Винтайский моторостроительный завод (Самарская область).
Запуск большинства первых искусственных спутников и космических аппаратов серии "Луна", запущенных в 1960-1962 гг., запуски первых космонавтов Гагарина, Титова, Быковского, Терешковой осуществлялись ракетами-носителями «Восток», оснащенными двигателями, прошедшими контрольно-технологические испытания в НИИХИММАШ на стенде 5А ИС-105.
Личный вклад Виктора Александровича в эту крайне ответственную работу неоценим. Он был первым начальником испытательной станции ИС-105, он был техническим руководителем института в тот период, он оказал большое влияние на воспитание нового коллектива испытателей.
За работы по обеспечению запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и запуска первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года вполне заслуженно Виктор Александрович Пухов был вновь награжден высокими правительственными наградами: в 1959 году - Орденом Знак Почета, в 1961 году - Орденом Ленина.
В 1963 году Виктор Александрович Пухов становится директором НИИХИММАШа и остается в этой должности до 1975 года.
В процессе руководства институтом Виктор Александрович Пухов обеспечил руководство отработкой принципиально новых уникальных изделий, созданных в отрасли в эти годы:
- ракет-носителей, созданных в КБ Генерального конструктора В.Н. Челомея - УР-200, УР-100 и УР-500 "Протон".
- баллистических ракет II поколения подводных лодок БРПЛ главного конструктора Макеева - комплексы Д5 и Д9 с учетом специфики оснащения этих ракет, т.н. двигателями «утопленниками»;
И, наконец, отработку космического носителя сверхтяжелого класса «Н-1» Сергея Павловича Королева и академика Мишина, который создавался для отечественной «Лунной программы».
С именем Пухова связаны создание и развитие трех принципиально новых направлений в деятельности нашего института:
- создание комплекса водородно-кислородных стендов, ныне КВКС-106, создававшихся по личной инициативе Королева;
- создание нового направления - тепловакуумной отработки космических аппаратов, что в итоге привело к организации в НИИХИММАШ комплекса 6 и его основных испытательных подразделений ИС-618, НИЛ-640, ИС-650, ЭО-648 и других;
- организация работ с новым ракетным топливом - «Люминал- А», представляющий собой принципиально новое металлизированное гелеобразное вещество, освоение которого существенно могло изменить тактико-технические данные отечественных БРПЛ, создававшихся в КБ академика Макеева.
По каждому их этих направлений можно было бы сделать отдельный доклад, оттеняя личный вклад Виктора Александровича Пухова в решение этих поистине революционных проблем ракетно- космической отрасли.
Но, во-первых, уже сам перечень решенных (или решавшихся в тот период) задач свидетельствует о масштабности личности Виктора Александровича, который возглавил коллектив института в переломный момент его развития.
И, во-вторых, организуя сегодняшнее заседание научно- технического совета, мы планировали, что в своих сообщениях и воспоминаниях ветераны и специалисты института сумеют более детально отразить роль Пухова, как руководителя нашего предприятия в период 60-70-х годов, когда решались эти задачи.
Дополнительно к перечисленным проблемам создания в институте новых испытательных подразделений и вопросам отработки ракетной и ракетно-космической техники, которые решались в НИИХИММАШ при личном участии Виктора Александровича Пухова, необходимо остановиться на его личном вкладе в создании отраслевой экспериментальной базы.
К периоду завершения строительства основных испытательных сооружений в НИИХИММАШ, к середине 60-х годов, в ракетно-космической отрасли Советского Союза широко было развернуто строительство новых испытательных комплексов.
Испытательные стенды строились в Омске, Перми, под Красноярском, при Воронежском механическом заводе, в Нижней Салде (Свердловская область), под Куйбышевым (ныне Самара) и в других городах необъятного Советского Союза. Организация работ по созданию отраслевой стендовой базы строилась с обязательным участием опытных испытателей ракетно-космической техники, прошедших практику на стендах НИИХИММАШ. В каждом из перечисленных выше городов были в качестве кураторов или членов комиссий специалисты нашего института, которых подбирал, консультировал лично Виктор Александрович. Часто он лично вместе с руководством генерального проектировщика отрасли ИПРОМАШПРОМа выезжал на наиболее ответственные объекты.
Завершением всех этих поистине гигантских деяний стало присуждение Виктору Александровичу Пухову высших наград Советского Союза - Ордена Октябрьской Революции и Ленинской премии.
Параллельно Виктору Александровичу Пухову за большой вклад в создание и развитие методов отработки образцов ракетно- космической техники была присвоена степень доктора технических наук.
Последующий период научно-производственной деятельности Виктора Александровича связан с двумя ведущими организациями нашей отрасли: КБ ХИММАШ имени Исаева, где он работал заместителем главного конструктора и НИИХСМ, где под его руководством была создана уникальная испытательная баротрасса, не имеющая аналогов в отрасли.
У всех, знавших Виктора Александровича, осталась в памяти его высокая фигура, появлявшаяся с раннего утра на всех многочисленных стройках, и обожжённое кислотой лицо - следствие аварии, когда только чудом, благодаря очкам, удалось сохранить глаза от струи окислителя, вырвавшегося из разгерметизированного стыка.
Виктор Александрович вел большую общественную работу: был одним из руководителей городского общества по распространению научных и политических знаний, неоднократно избирался в Загорский горком КПСС, много лет был депутатом городского Совета депутатов.
Во взаимоотношениях с подчиненными был чрезвычайно требовательным, строго спрашивая с них за упущения, однако, не досаждал мелочной опекой, поощрял инициативу и предприимчивость.
Особую роль в своей деятельности Виктор Александрович уделял развитию строительного комплекса предприятия, благоустройству поселка, строительству объектов социальной и бытовой инфраструктуры.
Именно Виктор Александрович в 1957 году, временно исполняя обязанности замдиректора по общим вопросам, организовал благоустройство поселка, обеспечил асфальтирование дорог и тротуаров.
В годы, когда он стал главным инженером, а затем директором, параллельно со строительством промышленных объектов было развернуто массовое жилищное строительство.
К работам по реконструкции и строительству были привлечены организации, входившие в Главспецстрой СССР.
С его стороны проявлялась особая забота об организации отдыха и лечения работников института и членов их семей.
Именно в те годы по личной инициативе и благодаря его настойчивости были построены два общежития, детский комбинат, бассейн «Чайка», школа на 1000 мест и, наконец, прекрасный больничный комплекс МСЧ-94.
Виктор Александрович пользовался колоссальным уважением и авторитетом не только в НИИХИММАШ, но и у руководства отрасли, не только как директор ведущего института, но и как яркая личность, интересный собеседник, способный убедительно доказать свои идеи.
В памяти ветеранов НИИХИММАШ, особенно специалистов предприятия, непосредственно работавших с ним, Виктор Александрович Пухов остается образцом инженера-испытателя, образцом руководителя, примером человека высокой культуры, богатых разносторонних интересов.
Проведение сегодняшнего заседания НТС ФКП «НИЦ РКП» - еще одно свидетельство памяти и уважения к бывшему руководителю предприятия, деятельность которого оставила неизгладимую память, и еще долгие годы будет служить на благо российской ракетно-космической техники.
Спасибо за внимание!