Сообщения пресс-службы
  СМИ о нас
  Фото
  Видео
  Издания, статьи
  Пресс-служба
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Издания, статьи
     
 
 

 
 
  20.11.2014

Модернизация или реорганизация?

Проблемы экспериментально-испытательной базы ракетно-космической отрасли

Опыт перманентного реформирования ракетно-космической отрасли на протяжении последних 25 лет свидетельствует о том, что продекларированные идеи инициируемых перемен, как правило, не имели своего воплощения и зачастую теряли зримые очертания даже в краткосрочных проектах и программах, не говоря уже о стратегических горизонтах.

Вопреки ожиданиям, ни пресловутый программно-целевой подход, ни тотальные изменения организационно-правовой формы предприятий отрасли в чистом виде не приблизили нас сколько-нибудь значительно к намеченным результатам реформ.

Мучительный поиск потенциала роста приводил лишь к всевозможным реорганизациям в управленческой и научно-производственной структуре. При этом желание по-хозяйски распорядиться огромным наследием прошлых времен подспудно сводилось к формуле «удержать бы», о развитии как-то забывалось.

Примеры? В них как раз нет никакого недостатка. В последние годы, да что там – в последние десятилетия ракетно-космическая отрасль не может продемонстрировать, к сожалению, никакого выдающегося результата.

Принципиально новый тяжелый носитель, возвращаемый пилотируемый космический корабль, новые средства изучения Земли и космоса, лунная, марсианская программы – пока все это в большей степени фантазии, мечты о будущем.

Задаешься вопросом: что же мешает вырваться из этого заколдованного круга?

Наверное, извечное желание решать сложные задачи простыми способами.

Вряд ли наши коллеги в Индии или Китае, осуществляя в настоящий момент прорывное развитие в космической отрасли, отягощают себя ложными целями о создании какого-нибудь «организационно-экономического универсума», который позволит позабыть о существовании проблем. Прежде всего они знают, чего хотят, четко формулируют цели и задачи, решают, какими способами и средствами их реализовать. И справедливости ради надо сказать, что не последнюю роль в этом деле играет бережное отношение к человеческому капиталу и формированию научных школ.

Собственно говоря, начинать реформы с изменения организационных структур – всеобщая характерная тенденция перестроечного и постперестроечного времени. И обусловлено это тем, что у руля реформ, как правило, стоят «эффективные менеджеры», экономисты, юристы, можно сказать, «профессиональные реформаторы». Не хочется обижать ни экономистов, ни юристов, роль которых велика при формировании концепций и программ развития сложных организационно-технических и технологических систем. Однако затевая очередные перемены, не стоит забывать и о существовании конструкторского опыта создания и модернизации сложных систем. При этом уместно обратиться к подходам корифеев системного анализа (Н. П. Бусленко, А. Д. Цвиркун) к проектированию и развитию крупномасштабных организационно-технических систем, которые предполагают каскадную схему структурной декомпозиции и синтеза целей, задач, функций, технологий и т. д., где организационным структурам определен самый нижний уровень.

Может, иногда и справедливо строить систему снизу вверх. Но вместе с тем надо учитывать, что организационные структуры, спроектированные под нереализованные функции и средства их реализации, со временем непременно деградируют.

На наш взгляд, в такой наукоемкой и высокотехнологичной сфере, как космонавтика, уместно обсуждать проблемы развития в терминах процесса модернизации (быстрый рост научных знаний, обновление лабораторного, стендового оборудования, технологических процессов, производственных фондов и приведение их в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества), а уж потом как следствие – реорганизации.

Наблюдая за очередным «структурным творчеством» в ракетно-космической отрасли, зададимся вопросом: а стоит ли начинать процесс модернизации с «расползания», децентрализации научно-испытательного потенциала по различным вновь образуемым интегрированным структурам?

Полагаем, что этот вопрос требует системной проработки.

Опыт реализации прорывных проектов (в которых участвовала вся страна) свидетельствует о мобилизации в первую очередь научного потенциала и собирании экспериментально-испытательной базы не только отрасли, но и государства в целом. При этом к инновационному рывку, как правило, привлекается широкая кооперация, выходящая за рамки отрасли, а тем более интегрированных структур.

По нашему мнению, «большие проекты развития» в космической и других сферах могут быть реализованы лишь при консолидации усилий головных и академических институтов с построением единой многоуровневой системы испытаний. Современный отечественный опыт, по крайней мере в научной и оборонной сферах, как раз очень ярко свидетельствует о научно-технической и экономической целесообразности интеграционных усилий. Проекты «Сколково» и «Саровский ядерный центр» – наглядное тому подтверждение. Процесс формирования облика и построения системы испытаний характеризуется в целом сложностью, многофакторностью и перманентностью. К сожалению, отечественный опыт отличается фрагментарностью в подходах, стремлением получения «мгновенных» результатов и недостаточной научной да и нормативной поддержкой. Как правило, при принятии решения правительства страны о запуске того или иного крупного проекта разработчик получает определенный карт-бланш, в том числе на мероприятия в отношении модернизации и развития своей экспериментальной базы, то есть испытательных ресурсов предприятия.

Такая односторонность в отношении испытательной практики, с одной стороны, приводит к непроизводительному дублированию испытательных комплексов и технологий в целом в отрасли. С другой – практическая полезность и техническая эффективность вновь создаваемого оборудования и технологий оставляют желать лучшего, поскольку лишь при интегрировании всех накопленных ресурсов и опыта экспериментальных работ можно создавать уникальные, прорывные испытательные системы и технологии.

Стоит указать и на то обстоятельство, что зачастую любая зарубежная новация в области ракетно-космической деятельности несет нам определенный негативный заряд. Так, используемый на Западе в настоящее время способ концентрации на одной площадке проектных, производственных и испытательных мощностей воспринимается рядом руководителей и специалистов как возможность чуть ли не отказа от участия или нивелирования роли значительной части головных институтов отрасли в ряде важнейших проектов. Вроде бы позитивное желание сэкономить приводит к выхолащиванию научной проблематики процессов разработки и создания новой ракетно-космической техники (РКТ), гипертрофированию интересов разработчика и изготовителя в продвижении своей продукции в ущерб фактическому уровню ее совершенства и качества, снижению значимости приемо-сдаточных испытаний.

Характерен в этом отношении опыт американской национальной испытательной системы. В частности, подобное утверждение хорошо иллюстрируется опытом работы центра им. Стенниса, входящего в состав NASA. Это – главный испытательный центр для космических двигательных установок. На него возложены полномочия проведения и управления всеми испытаниями ракетных двигателей. Задачей центра является техническое обслуживание и эксплуатация уникальных стендов и вспомогательного оборудования, необходимых для отработки и проведения приемочных испытаний и сертификации ракетных систем и подсистем. Являясь национальным достоянием, центр содержится и финансируется за счет государственных программ развития.

Следует отметить, что в нашей стране сложилась и на протяжении ряда лет достаточно успешно функционировала система испытания РКТ. Однако на текущем этапе развития системы испытаний и контроля качества существует ряд проблем, таких как:

• отсутствие единой политики и методической базы в области испытаний РКТ;

• несогласованность системы мониторинга качества РКТ в отрасли;

• недостаточная систематизация информационного фонда испытаний и несовершенство подходов к его использованию на этапах жизненного цикла изделий РКТ;

• отсутствие единого информационного пространства, единых форматов и технологий обработки информации, единой сети передачи данных, единых корпоративных хранилищ данных о наземной отработке РКТ;

• недостаточное использование возможностей информационных технологий в интересах моделирования физических и инженерных процессов на этапах, предшествующих натурным испытаниям.

Одной из системных проблем является отсутствие сквозной системы информационного обеспечения контроля качества на этапах разработки, внедрения и эксплуатации РКТ. Необходимо отметить, что рыночные механизмы совершенствования системы контроля качества в ракетно-космической отрасли не всегда применимы в силу следующих обстоятельств:

• дефицита конкурентных процедур;

• уникальности создаваемой техники;

• длительности и ресурсоемкости процесса создания РКТ;

• наличия широкой кооперации разработчиков, расширения сферы взаимодействия заказчика с головным разработчиком по согласованию действия всей кооперации.

Стало быть, основной целью модернизации отрасли должно стать обеспечение объективности и независимости контроля качества разработки РКТ на основе консолидации научного потенциала и отраслевой системы испытаний в руках «генератора программных идей».

На наш взгляд, передача всей испытательной базы отрасли интегрированным структурам – ошибочная идея, реализация которой будет способствовать разрушению структуры контроля качества РКТ. Причем нельзя не замечать того, что сложная структура системы испытаний в научно-методическом и потенциальном отношении выходит за рамки пространства какой-то одной отрасли, не говоря уже об отдельных предприятиях. Наступает значимый для отрасли момент. Сейчас становится особенно важно найти опорную точку для перехода к инновационному прорыву, к стремительной модернизации всего научного и промышленного потенциала, к смещению акцентов на финальные образцы и технологии РКТ и при этом не растерять того, что составляло основу развития отечественного ракетостроения. Очевидно, что на данном этапе, кризисном для экспериментально-испытательной базы оборонно-промышленного комплекса, миссия государственного заказчика по координации и развитию системы испытаний должна стать определяющей.

Проще говоря, для воплощения в жизнь «великих» проектов на стороне заказчика должны быть не только «эффективные менеджеры».

А реорганизация ради реорганизации – путь в никуда. Кажется, мы это уже проходили.

Д.Т.Н. Александр Палицын, К.Т.Н. Геннадий Сайдов, Андрей Черкашин

Опубликовано в выпуске № 43 (561) за 19 ноября 2014 года



 
 
 
 
 

 
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  20.05.2017

РОСКОСМОС. ЭКИПАЖИ ТПК «СОЮЗ МС-09» НАЧАЛИ ПРЕДСТАРТОВУЮ ПОДГОТОВКУ НА БАЙКОНУРЕ
 
  18.05.2017

ПАМЯТНАЯ ДАТА. 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ПИЛЮГИНА
 
  17.05.2017

ЭКЗОМАРС. ЗАВЕРШЕН ЭТАП СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МИССИИ 2020 ГОДА
 
 
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master