По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Маликов Геннадий Ильич
     
 
 

О трудовом пути Г. И. Маликова в НИИ-229, НИИХИММАШе:

· 1959 г. – 1963 г. - работа инженером, старшим инженером, начальником группы на объекте № 5 (испытания двигателей РД-107 и РД-108 по программе ракеты Р-7);

· 1963 г. – 1967 г. – работа в должности заместителя начальника объекта № 1 и ведущего по отработке ракет УР-200 и УР-100;

· 1968 г. – 1975 г. работа в должности заместителя начальника комплекса 106 по тематике стендов В1, В3 и В5 (отработка систем ЯРД РД-420, ЖРД 11Д56 и 11Д57, ракетного блока «Р», СЭП 11Ф93 и 11Ф35 по программе ракетного комплекса Н-1);

· 1975 г. – 1998 г. работа в должности заместителя начальника отделения 106 (отработка ЖРД 11Д56 и РД0120, системы РН «Энергия-Буран» по тематике стендов В2 и В3, выполнение работ по отработке ЖРД КВД1 по контракту с Индией, по контрактам с фирмами SEP – Франция и «Аэроджет» - США ).


 Из воспоминаний Г.И.Маликова

Испытание межконтинентальной баллистической ракеты УР-200

 МБР УР-200 (8К81) была первой баллистической ракетой, созданной коллективом Генерального конструктора В.Н. Челомея.

Ракета должна была одновременно служить в качестве МБР и космической ракеты - носителя. При почти той же стартовой массе, что Р-16 (138,0 т), УР-200 должна была иметь существенно большую грузоподъемность (3,9 т), включая головную часть массой 2,7 т и приборы системы управления. Дальность стрельбы - 12000-14000 км. Длина ракеты - 26,4 м, максимальный диаметр корпуса – 3 м.

Ракета двухступенчатая. Двигательные установки ступеней включали двигатели С.А. Косберга: I ступень - 4 двигателя 8Д43 суммарной тягой 200 тс, II ступень - 8Д46 тягой 60 тс, давление в камере сгорания – 150 кгс/см2. Это были первые двигатели, работавшие по замкнутой схеме.

Первое стендовое испытание I ступени ракеты в апреле 1963 г. прошло неудовлетворительно по вине разработчика - из-за недостаточной предварительной отработки узлов и элементов ракеты.

После этого было проведено большое количество холодных и горячих проливок для отработки узлов пневмогидравлической схемы и газогенераторов. Последовавшие за этим 2 огневых стендовых испытания I ступени подтвердили ее работоспособность.

Перед первым огневым испытанием II ступени были проведены 22 проливки баков, из которых 7 были с запуском рулевых двигателей 8Д67. Испытание закончилось неудачей из-за разрушения трубопровода окислителя. Два последующих испытания II ступени подтвердили ее готовность к летным испытаниям.

Темп испытаний был исключительно высок, при этом особого внимания на экологическую обстановку не обращалось. Г.И. Маликов воспоминал:

"Неприятно вспоминать, но надо: с теперешних экологических позиций наши работы можно было бы назвать экологическим преступлением. Примитивные барботеры на дренажах, открытые сливы в лоток, переливы при заправке, выбросы компонентов на запуске и останове - обычное явление того времени. Часто приходилось слышать жалобы женщин, чья капроновая одежда: блузки, косынки, чулки - превращались в дырявые тряпки, после того как они всего лишь проходили мимо объекта №1. Нередко желтое облако паров окислов азота заполняло овраг, территорию объекта".

Не совсем удовлетворительные результаты работы I ступени при летных испытаниях ракеты побудили вернуться к стендовым испытаниям. В апреле 1964 г. на объекте №1 было проведено рискованное огневое испытание с полной заправкой компонентов топлива:

- окислителя (АТ) - 72 800 кг,

- горючего (НДМГ) - 28 000 кг.

Г.И. Маликов продолжал вспоминать: «Риск, на который пошел В.А. Пухов, был велик: при аварийном исходе пролив АТ мог привести к таким последствиям, о которых лучше не думать даже теперь, после тридцати шести с половиной лет».

В 1965 г. работы с ракетой были завершены.


Из биографии семьи Маликовых

Геннадий Ильич Маликов родился 19.10.1934 г. в г. Ломоносов (пригород Санкт-Петербурга). В те годы в Ломоносове (Ораниенбауме) были сосредоточены базы Балтийского флота, где и работали его родители. Отец — сверхсрочник в морской пехоте, мама — кладовщик на военно-морских складах. Оба они были выходцами из бедных крестьянских семей, сумевшими получить лишь начальное образование. Жили скромно на втором этаже деревянного многоквартирного дома с темной лестницей, недалеко от берега Финского залива.

Сам Геннадий Ильич, вспоминая довоенное детство, говорил, что почему-то все дни до войны помнятся солнечными. А потом война, блокада, эвакуация после двух страшных блокадных зим. Путь в Сибирь помнил очень хорошо, ему было уже почти 9 лет. Но рассказывал об этом с трудом, и только в последние годы, когда снова жили в Петербурге. Эвакуировали их с мамой, младшей сестрой и мамиными родителями в августе, по воде через залив, потом машинами по Дороге Жизни, потом снова по воде через Ладогу. Все время под обстрелами, помнил как плавали по озеру чемоданы, вещи возле пристани Кобона, куда их привезли. Предыдущему транспорту с блокадниками не суждено было добраться до берега. Эта картина осталась с ним на всю жизнь.

Сразу после войны вернулись обратно. Отец пропал без вести после страшных боев Стрельнинско-Петергофской операции в октябре 1941 г. Известно, что тогда выжили немногие, попавшие в плен тяжело раненными. Среди них оказался и отец Геннадия Ильича. До конца войны он находился в концентрационном лагере на территории Германии, а после войны разделил участь большинства военнопленных и был сразу отправлен в лагеря советские. Реабилитирован он был полностью только в конце пятидесятых, и, вернувшись, некоторое время называл взрослого сына — студента вуза на Вы.

Детей вырастила героическая мама. Трудно представить, чего стоило ей внять уговорам учителей, когда после окончания седьмого класса они попросили не отдавать способного ученика Гену Маликова в ФЗУ, а позволить ему закончить школу и получить высшее образование. Ведь она надеялась, что скоро в семье появится кормилец с хорошей рабочей специальностью.

Вот так случилось, что Маликов стал 1953 году студентом Ленинградского Военмеха. Специальность выбрал серьезную, современную, «настоящую». Студентом ходил в походы на шлюпке, в дальние походы на лыжах — как все ленинградские студенты. Использовал любую возможность заработать, в основном на разгрузке вагонов, чтобы помочь маме и сестре.

В компании общих друзей студент Геннадий Маликов познакомился со студенткой факультета иностранных языков Ленинградского университета Ириной Чистович, которая вскоре стала Ириной Никитичной Маликовой и проработала в НИИХИММАШе переводчиком более 40 лет.

Первая запись в трудовой книжке, выданной НИИХИММАШ, датирована июлем 1958 г., когда Геннадий Ильич приехал в Новостройку на практику. Молодое предприятие, широкое поле деятельности, интересные задачи — все это понравилось и вдохновило, и в 1959 г. молодая семья переехала в Новостройку.

Геннадий Ильич за годы работы в НИИХИММАШ был отмечен правительственными и отраслевыми наградами, среди которых первым был орден Знак Почета, который совсем еще молодой инженер получил в 1961 г.

Жизнь была интересной и разнообразной. Много работали, но Геннадий Ильич находил время и для своего главного увлечения — музыки. Сам неплохо пел и настоял на том, чтобы дети выучились музыке, тем более, что музыкальная школа в поселке была замечательная.

Более 40 лет Маликовы прожили в Новостройке/Пересвете, около 40 лет и Геннадий Ильич и Ирина Никитична проработали на предприятии. Здесь вырастили дочь Марину и сына Никиту.

Вил Рамеев, Г. Маликов, В. Кондратов, Вера и Виталий Евдокимовы

Д.В. Витязев, Г.И. Маликов, Ю.Ф. Мокряк, О.Г. Шустов, Р.Л. Коротышев

Выйдя на пенсию, Геннадий Ильич и Ирина Никитична переехали в Санкт-Петербург, ближе к детям и внукам. Несмотря на солидный возраст Геннадий Ильич нашел работу в Санкт-Петербурге на одном из предприятий атомной промышленности, где оказался востребованным его огромный опыт. И проработал там несколько лет в качестве специалиста по испытаниям специального оборудования.

В последние годы в Петербурге жизнь получилась довольно насыщенной и интересной: Геннадий Ильич и Ирина Никитична много времени посвящали детям, четверым внукам, часто слушали концерты классической музыки, поездили по Европе.

Скончался Геннадий Ильич 26 сентября 2014 г., похоронен на участке блокадников Серафимовского кладбища Санкт-Петербурга.

 
 
 
 
   
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  05.04.2021

«Живая» лекция «Небо Гагарина»
 
  05.04.2021

В НПО Энергомаш обсудили вопросы создания отраслевой информационной базы
 
  05.04.2021

В РКЦ «Прогресс» прошел конкурс профессионального мастерства молодых рабочих
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master