По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Кувыркин Владимир Петрович
     
 
  Воспоминания тов. Кувыркина В.П.

Шел октябрь 1952 года.

Я, Кувыркин Владимир Петрович, 1923 года рождения, студент 5-го курса Казанского авиационного института, получил вызов в деканат на собеседование к декану моторостроительного факультета.

Мне сделали предложение:

"Что Вы скажите, если мы Вас и некоторых Ваших товарищей по курсу будем рекомендовать на продленный курс обучения? Вам придется ехать в Москву, в течение года будете изучать новую ракетную технику, стажироваться, получите там тему для дипломного проектирования, будете писать дипломную работу и там будет Ваша защита дипломной работы!" Словом, там мне пояснили: гор. Москва и Подмосковье. Я дал согласие. С группой товарищей (12 человек) мы прибыли на ст. Подлипки (гор. Калининград) в отдел кадров НИИ-88. Вечером нам объявили, что четверо из нас (все женатые и с детьми) останутся в НИИ-88, т.к. два человека направлены в ОКБ-I и два человека в ОКБ-2. Я был направлен в ОКБ-I в отд. № 12 к тов. Мельникову Михаилу Васильевичу. Моим руководителем обучения и дипломного проектирования был назначен тов. Райков Иван Иосифович. В июле 1953 года в НИИ-88 я защитил дипломный проект, получил диплом об окончании Казанского авиационного института по специальности инженер-механик.

В августе 1953 года меня, Иовлева В.П., Бакланова Е.Н. и Петрикевича В.В. вызвали в отдел кадров НИИ-88. После собеседования с представителями филиала № 2 НИИ-88 (Паликин В.А., Волков В.П., Кочанов В.Я.) мы узнали, что филиал № 2 занимается стендовыми испытаниями ракет и дали согласие работать в качестве инженеров-испытателей.

Я начал работу в филиале № 2 НИИ-88 в должности инженера группы наземного и заправочного оборудования испытательной станции №1.

Испытательная станция № I в тот период представляла собой комплекс сооружений в составе огневого испытательного стенда, надмостной эстакады, монтажного корпуса, бункера управления, бетонированной площадки для испытаний агрегатов наземного оборудования совместно с ракетой, жел. дорожной тупиковой ветки у надмостной эстакады, на которой стояли штабной вагон спецпоезда № I (канцелярия) и клубный вагон.

В состав испытательной станции № I входили агрегаты подъёмно-транспортного и заправочного оборудования (лафеты типа 1H1, 1H2, тележки грунтовые типа T1, Т2, столы пусковые типа 2Н1,2Н2, грунтовые автозаправщики спирта, жидкого кислорода и перекиси водорода как немецкого, так и отечественного производства. К монтажному корпусу, надмостной эстакаде и бетонированной площадке подходила булыжная автодорога. В монтажном корпусе хранились две немецкие ракеты ФАУ-2, и две ракеты P-I и Р2, трофейное испытательное оборудование и оснастка. На испытательном стенде готовились к установке в стенд ракеты 8А62.

На стендовые огневые и примерочные испытания ракеты доставлялись на грунтовых тележках из цеха № 39 НИИ-88 по Ярославскому шоссе через гор. Загорск в филиал № 2.

Транспортировка ракет производилась механиками-испытателями филиала с соблюдением маскировки и только в ночное время, под усиленной вооруженной охраной, в сопровождении головной и замыкающей автомашин.

Надо отметить, что транспортировка по разбитому тогда булыжному шоссе (асфальтовое покрытие было только до г. Пушкино) представляла немалые трудности и опасности. Мосты, как правило, старые деревянные, крутые подъемы и повороты, объезды по грунту мест ремонта шоссе. Мне несколько раз, как инженеру-наземщику, приходилось возглавлять транспортировку ракет 8А62, 8K51 на испытания и обратно.

Первое мое знакомство с проведением примерочных испытаний ракеты 8Ж38 с установкой ее на пусковой стол, заправкой компонентами топлива и имитацией пуска на испытательной площадке станции № 1 произошло осенью 1953 года. Работы с целью маскировки проводились в ночное время при направленном свете переносных прожекторов.

Подробнее...

Установка ракеты лафетом в вертикальное положение, крепление на пусковом столе и особенно заправка жидким кислородом (дренаж паров) при направленном освещении, представляли незабываемое зрелище. Работали до рассвета, отдыхали по мере объявления готовности служб в бункере. Руководителем (начальником стартовой команды) от филиала № 2 был тогда зам. начальника объекта № I, тов. Ануфриев Владимир Серапионович.

Осенью 1953 года было проведено одно из стендовых огневых испытаний ракеты 8А62. Установкой ракеты в стенд руководил инженер Астахов Александр Николаевич. Я, как инженер наземного оборудования, возглавлял операции по просушке в сушильном шкафу, взвешиванию и установке графитовых газовых рулей на ракету, их креплению, обмазке термостойкой (асбест на жидком стекле) замазкой хвостового отсека ракеты.

Испытание прошло успешно, ракета была снята со стенда и отдана на примерочные испытания с комплексом стартовых агрегатов транспортно- установочного оборудования.

Агрегаты стартового комплекса проектировались и изготавливались на заводах (ЦКБТМ, завод "Пoдъeмник" и другие), поступали в филиал № 2 для примерочных работ с ракетой.

В районе предмостной стендовой эстакады заканчивалось строительство новой испытательной бетонной площадки с мачтами и максировочными раздвижными сетями. Первыми примерочными испытаниями руководили начальники стартовых отделений инженеры тов. Ануфриев В.С. и Карнеев Ю.А., начальником стартовой команды был Волков В.П.

Я руководил операциями по укладке ракеты, транспортировке, стыковке головной части и установке ракеты в вертикальное положение на пусковой стол (8У229) с помощью установщика (8У211).

Отладочные примерочные испытания позволили выявить конструктивные недостатки агрегатов и систем, проверить стыковку и работоспособность, выявить время, необходимое для выполнения отдельных операций по подготовке ракеты к старту. Все конструктивные недостатки на агрегатах были устранены в экспериментальных мастерских филиала № 2. На основании проведенных работ, приобретенного опыта эксплуатации агрегатов наземного оборудования и ракеты испытателями были написаны инструкции по эксплуатации агрегатов и подготовке ракеты 8А62 к старту.

На примерочных испытаниях всегда присутствовали как консультанты ведущие инженеры-конструкторы отдельных агрегатов и систем; они вносили изменения в техническую документацию, чертежи, контролировали доработку агрегатов в экспериментальных мастерских. С целью маскировки работы с ракетой, как правило, проводились в ночное время.

Первая экспедиция для полигонных испытаний ракеты 8А62 в в/ч 15644 филиалом № 2 была отправлена в феврале 1953 г.

Вторая экспедиция с новым модернизированным комплектом агрегатов наземного оборудования для ракеты 8А62 (вторым комплектом), прошедшим примерочные испытания в филиале № 2, была отправлена для полигонных испытаний в в/ч 15644 осенью 1953 года.

Часть громоздких самоходных агрегатов (установщик 8У211, транспортные тележки 8T114, стыковочные, заправочные агрегаты) своим ходом направлялись в НИИ-88 на погрузку с имевшейся там погрузочной рампы, грузили на жел. дор. платформы. Оснастка, монтажные тележки, такелажные приспособления и прочее испытательное оборудование грузились в филиале № 2 на заказанный жел. дорожный транспорт. Вагоны спецпоезда № I (штабной, клуб, баня, вагон ресторан, складские вагоны, вагоны экспериментальных механических мастерских со станочным оборудованием и жилые вагоны) прицеплялись к заказному жел. дор. транспорту и отправлялись на магистральную станцию Бужаниново ярославской жел. дороги. С этим транспортом в жилых вагонах уезжали на полигон и члены стартовой команды от филиала № 2.

Подробнее...

Спецпоезд для ракетных испытаний, прибывший в 1947 г. из Германии

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Таких спецпоездов было сформировано два: один установили на территории НИИ-88 , другой отправили в Капустин Яр . Поезд состоял из 72 вагонов и был полностью оборудован для обеспечения испытаний в пустынной местности. Кроме технических, в нем находились и 18 бытовых вагонов, приспособленных для жилья, питания, оказания медицинской помощи, проведения совещаний и показа кинофильмов.

Не могу сказать, по чьей личной инициативе: Королева, Воскресенского или кого-либо из военных группы "Выстрел", - но еще в начале 1946 года возникла идея разработки и постройки силами немецких вагоностроительных фирм с привлечением любых других специального железнодорожного состава - ракетного спецпоезда. Реализация этой идеи была не под силу институту "Рабе". Но с созданием института "Нордхаузен" идея обрела много сильных сторонников. Были выделены необходимые и немалые средства. Советская военная администрация оформила заказ особой важности вагоно- и приборостроительным фирмам, и началась кипучая деятельность. Проект предусматривал создание спецпоезда, который мог обеспечить весь процесс подготовки испытаний и пуска ракет из любой пустынной местности так, чтобы не требовалось никакого строительства, кроме железнодорожной колеи. В составе поезда предусматривалось наличие по меньшей мере 20 специальных вагонов и платформ. В их числе были вагоны-лаборатории для автономных испытаний всех бортовых приборов, вагоны службы радиотелеметрических измерений "Мессина", фотолаборатории с устройствами обработки пленки, вагон испытаний двигательной автоматики и арматуры, вагоны-электростанции, компрессорные, мастерские со станочным оборудованием, рестораны, бани и душевые, салоны для совещаний, броневагон с электропусковым оборудованием. Предусматривалась возможность пуска ракеты при управлении ею из броневагона. Ракета устанавливалась на стартовом столе, который вместе с подъемно- транспортным оборудованием входил в комплектацию специальных платформ.

Пять комфортабельных жилых вагонов с двухместными купе, два вагона- салона для высокого начальства и санитарный вагон-госпиталь позволяли надеяться на жизнь в любой пустыне без палаток и землянок.

В разгар строительства этого чуда железнодорожной техники Тверецкий добился решения и специальных ассигнований на создание второго такого же спецпоезда, но не для промышленности, а только для военных. Удвоение программы вызвало многочисленные конфликты в связи с нехваткой специальной испытательной и общеизмерительной аппаратуры для комплектации вагонов. Но это, пожалуй, были единственные конфликты между промышленностью и военными в то время. Совершенно удивительно, что оба спецпоезда к декабрю 1946 года были построены и полностью укомплектованы. В течение первых лет ракетной эры мы просто не мыслили себе жизни и работы на полигоне в Капустином Яре без спецпоезда. Только к началу пятидесятых годов, когда стараниями начальника ГЦП Василия Ивановича Вознюка были выстроены гостиницы, монтажно-испытательные корпуса с мастерскими, бытовые учреждения и многое другое, - жизнь в заволжской степи оказалась возможной и без спецпоездов.

Первый командный пункт управления пуском

Ссылки:

1. Полигон: Тюратам: выбор места и начало строительства2

2. ИНСТИТУТ "НОРДХАУЗЕН"

3. Бытовые условия на полигоне ГЦП "Капустин яр" к 1949 г.

4. Р-1 ракета, испытания на полигоне ГЦП

5. Н1: ракета ОКБ-1

6. Ракеты: немного теории

7. Полигон ГЦП (Государственный центральный полигон) Капустин Яр

Работы по организации экспедиций в в/ч 15644 в то время проводил начальник экспедиции тов. Сухопалько Михаил Вавилович.

Транспорт из Бужаниново и ст. Подлипки соединялся (обыкновенно ночью) на ст. Лосиноостровская и по литеру "А" (без остановок, только для смены паровоза) с переадресовкой направлялся на станцию Капустин Яр Приволжской жел. дороги.

На месте назначения (площадка № 2 полигона в/ч 15644) в 200 метрах от монтажно-испытательного корпуса, на разгрузочной рампе, тяжелое самоходное оборудование сгружалось и отправлялось на стартовую площадку.

Часть испытательного оборудования сгружалась в монтажном корпусе. Вагоны спецпоезда № I размещались на двух параллельных тупиковых жел. дорожных ветках площадки № 2 в 300 метрах от м/испытательного корпуса. Здесь была база экспедиции.

Во второй экспедиции (с изделием 8А62) я был начальником стартового отделения. Отделение состояло из 8 человек механиков испытателей филиала № 2 (Козлов И.Ф. Михайлов И.Г. Жиделев В.В. и других).

Строительство новой стартовой площадки (правой) было закончено, за исключением броневой плиты под пусковой стол, которую мы привезли с собой и должны были ее смонтировать на весах стартовой площадки. От военных в/ч 15644 на подготовке стартовой площадки были заняты капитан Яцута Петр Петрович (командир стартовой команды) и лейтенант Захаров Николай (командир стартового отделения).

За одну ночь плита была смонтирована и к утру весы стартовой площадки оттарированы.

Как участник испытаний ракет на полигоне в в/ч 15644 1953-1954 годов, я хочу воссоздать условия, обстановку и режим работы на летных испытаниях ракет.

На первых пусках ракет, стартовая команда создавалась смешанной: из инженерно-технических работников и механиков-испытателей филиала № 2, ОКБ-I НИИ-88, и из офицеров и солдат в/ч 15644.

Подробнее...

Полигоном командовал генерал Вознюк Василий Иванович. Техническими руководителями испытаний были тов. Воскресенский Леонид Александрович и тов. Шабаров Евгений Васильевич. На первых и основных пусках всегда присутствовали главный конструктор тов. Королев Сергей Павлович, тов. Черток Борис Евсеевич, тов. Пилюгин Николай Алексеевич и другие конструкторы и ведущие по системам товарищи из ОКБ-I, смежных организаций и заводов изготовителей.

Подробнее...

Площадка № 2 в/ч 15644 представляла собой жилые 2-х этажные каменные дома гостиничного типа (гостиница № I "Люкс", гостиницы № 2 и № 3), деревянные сборно-щитовые дома (клуб, где размещался дежурный с аппаратом в/ч связи, второй дом гостиница), четыре трехкомнатных в ряд стоящих одноэтажных деревянных домиков, столовая. Рядом через дорогу на тупиковых жел. дорожных параллельных ветках находились вагоны спецпоезда № I и жилые жел. дор. вагоны.

Монтажно-испытательный корпус находился в 300 метрах от гостиницы, работа там проводилась круглосуточно.

На стартовую площадку, когда там проводились работы по подготовке и пуску ракет, стартовая команда "промышленников" уезжала на автобусах от гостиницы № 2 в полном составе, обычно в 5-6 часов утра. На подготовку ракеты 8А62 к пуску обычно затрачивалось до полутора суток. Первый день уходил, на операции расстановки агрегатов наземного оборудования, стыковку головной части, установку ракеты на пусковой стол, взвешивание, проверку бортовых систем, предварительное наведение до генеральных испытаний.

Во второй день с утра проводились генеральные испытания, заправка ракеты компонентами, взвешивание, подпитка и пуск ракеты.

Пуск обычно проводился в первой половине дня. Вспоминаются первые пуски. Слабым звеном оказался пусковой стол (8У229). После первого пуска отражательный конус оплавился и прогорел.

Защитные отражатели опорных ног пускового стола были сдуты пламенем, подплавлены ноги. Пневмощиток стартовый (ПЩС) сорвало с места его крепления, держатели газовых рулей оплавились и согнулись. Пусковой стол, казалось, невозможно восстановить.

После первого осмотра Леонид Александрович Воскресенский и Ювеналий Леонидович Троицкий (КБОМ) спросили меня: "Возможно ли за сутки восстановить стол в условиях мастерских спец. поезда?" Приняли решение восстанавливать. Погрузили пусковой стол на автомашину ЗИС-151, и я поехал с ним в мастерскую. Пришли конструкторы, набросали эскизы доработок, сварщики, слесари, механики- испытатели. Я руководил работой. Ночь и день непрерывной работы принесли успех. Пусковой стол вечером был вновь установлен на старте и подготовлен к очередному пуску. Слабым звеном на ракете оказался подпиточный кислородный клапан. Он примерзал и часто не закрывался при подаче команды "Стоп". Юрий Александрович Карнеев сделал нехитрое отжимное приспособление (винт с накидной гайкой), которое на первых пусках спасало от перелива кислорода. Обычно перед заправкой Л.А. Воскресенский подходил и спрашивал:

"Юра, винт взял?"

Работали с энтузиазмом, с огоньком. Умели и отдыхать в свободные от работы часы.

Летом выезжали на машинах всем составом на реку "Солянка", приток Ахтубы. Рыба, раки , арбузы...

Весело, дружной семьей отдыхали Л.А. Воскресенский – неутомимый рыбак со спиннингом: один заброс - есть щука, заброс- еще одна.

Общая "тройная" уха, жареная на противнях рыба, вареные (красные) раки в ведре. Вечерами в клубе кино. Первый ряд не занимали. Последним приходил Л.А. Воскресенский (часто с ним и С.П. Королев, Б.Е.Черток и другие): махнет рукой - поехали, свет гаснет, смотрим давно уже знакомый фильм.

Закончив летные испытания ракеты 8А62, возвращались домой в Москву, часть самолетами ОКБ-I с аэродрома в/ч "Конституция", часть - поездом со станции Капустин Яр.

Меня и Б.А. Дорофеева пригласил ехать с ним в машине на Сталинград Л.А. Воскресенский.

Ехали на двух машинах ГАЗ-69, с нами ехал Черток Б.Е. Глубокая осень, хотим попасть в Москву к 7-му ноября, к празднику.

Ахтубу переехали по понтонному (на лодках) мосту, еще не убрали его на зиму. Дорога проселочная, надвигается ночь, грязь забивает фары, ветровое стекло, то и дело останавливаемся, буксуем, толкаем. Все одеты в летные (меховые) куртки и брюки, в сапогах.

Волга недалеко, полтора - два километра осталось. Болотистая низина, дорога едва видна (полевая), поворот и первый "газик" проваливается в трясину, чуть затянутую ледяной коркой.

Подаем буксирный трос, пытаемся вытащить, буксует "газик" и сам зарывается в болоте намертво, (тогда моста, плотины, через Волгу еще не было, была подвесная канатная пешеходная дорожка). Вылезаем, собрались у машин на совет, что делать. Разводят костер. Я иду в совхоз (километра три) ночью, нахожу дом тракториста, уговариваю его сесть на трактор. Едем, вытаскиваем застрявшие машины, отправляем их обратно, а сами, вчетвером, с чемоданами "верхом" на тракторе продвигаемся к Волге. Вот она, затянутая у берегов льдом. Лодки не пробьются, лед тонкий, плывет шуга. Вместе с Л.А. Воскресенским уговариваем боцмана (капитан спит дома) буксирного катера перевести нас в Сталинград.

Благополучно выходим на обрывистый берег. Отмываем от грязи сапоги, куртки. Светает... На вокзале завтракаем. Провожаю троих в аэропорт, улетают на Москву. По телефону сообщаю в ОКБ-I номер рейса, прошу встретить их на машине. Сам еду поездом в Москву через Казань, хочу повидать родителей.

Схемы ракет Р-5, Р-5 с подвесными БЧ и Р-5М (схемы из документации ОКБ-1, обработка MilitaryRussia.Ru, http://rgantd.ru).

Конструктивно-компоновочная схема ракеты Р-5М (Оружие России 1996-1997 г.г. Том 4. Вооружение и техника РВСН. М., "Военный парад", 1997 г)

В то же время создавалась новая, более совершенная ракета 8K5I ("пятерка").

Филиал № 2 имел уже кадры испытателей, способных самостоятельно проводить огневые стендовые и примерочные испытания ракет и комплексов агрегатов наземного оборудования.

На площадке испытательной станции № I, под мачтами с маскировочными сетями, обрабатывали циклы "установка, заправка, пуск" на время. Добивались сокращения времени на подготовительные операции, отрабатывали одновременную заправку компонентами топлива (спирт-кислород), составляли, корректировали эксплуатационные инструкции по подготовке и проведению пуска ракет.

Введена уже в эксплуатацию испытательная станция № 3, заканчиваются отладочные работы на испытательной станции № 4, совершенствуется технология производства, увеличиваются объемы получения криогенных компонентов (кислород, азот), введены в эксплуатацию два 30-ти квартирных каменных дома на поселке, появились асфальтовые дороги на "промзоне" и "жилпоселке", работает современный продовольственный магазин, начаты работы по строительству гостиницы. Прибывают новые молодые специалисты из высших учебных заведений (МАИ, МВТУ, КАИ и др.) испытательный центр ракетной техники выдает отчеты, рекомендации, заключения по изделиям прошедшим испытания.

Комплекс агрегатов наземного оборудования ракеты 8K5I, разработанный и изготовленный в КБ и заводах главного конструктора тов. Лейкина Николая Сергеевича, прошел в филиале № 2 примерочные и ходовые испытания совместно с ракетой. Маршрут ходовых испытаний комплекса, ( в составе установщика 8У211, пускового стола 8У219, грунтовой тележки 8T118, стыковочной машины 8T3I2, автовышки 8T219, заправщиков 8Г18,8Г19, 8Г27 и др.) проходил в Загорском районе по грунтовым, шоссейным и улучшенным дорогам, пересеченной местности, как в дневное, так и в ночное время. В этих испытаниях мне пришлось быть участником и руководителем испытаний.

Маршрут проходил через гор. Загорск, Углическое шоссе, Птицеград. Проведены были испытания на проходимость, маневренность, скорость, работоспособность агрегатов. Заправочные агрегаты, имели полную заправку компонентами топлива. По результатам испытаний даны рекомендации и произведены доработки.

Немного расскажу о людях, с которыми мне приходилось тогда работать.

Это механики - испытатели т.т. Козлов Иван Федорович, Гусев Николай Иванович, Михайлов Иван Григорьевич.

Это они своими руками, своим умением чувствовать новую машину добивались четкой ее работы, проверяли ее способность выполнять заложенные конструктором характеристики.

Отмечали, устраняли обнаруженные недостатки, вносили предложения по их усовершенствованию. Их советы, предложения конструктор-разработчик принимал и вносил изменения.

Им приходилось на себе испытывать все трудности вызванные неполадками, несовершенством конструкции, т.к. цель была ясна: "Надо сделать в срок!"

Инженер Дорофеев Борис Аркадьевич - энтузиаст-испытатель. Думающий, всегда ищущий нового, передового, простого в сложной ситуации решения и единственно правильного, т.к. ошибаться нельзя.

Спокойный выдержанный, малословный и волевой в выполнении намеченной цели.

Он мог своим личным примером увлечь людей, как говорили: "Толкнуть ракету плечем", и сделать, чтобы она летала.

Главный инженер филиала № 2 НИИ-88 тов. Паликин Виталий Александрович в то время имел большой опыт испытательной работы в области ракетной техники. С ним всегда и просто можно было посоветоваться, его кабинет был для всех открыт, но мало он там находился, обычно ночами долго сидел над текущими делами, а на испытательной площадке, на стенде он был с нами, непосредственными исполнителями операций.

Вспоминается случай, когда он попросил дать свои предложения и соображения с прорисовками о создании испытательной площадки в пойме реки "Кунья". Тогда предстояли большие работы по отработке комплексов изделий 8К63, 8К64. Верхняя площадка не могла удовлетворить по своим недостаточным габаритам в условиях маскировки сетями. Необходимо спускаться в пойму (там можно работать без маскировки), но мешал косогор. Необходимо было найти наилучший вариант для прокладки дороги. Предложения были выданы, проектное задание разработано, площадка потом была построена, и на ней успешно проводились испытания наземных комплексов агрегатов.

Майор Меньшиков Виктор Иванович, из военных руководил отделом испытаний в в/ч 15644. Он привлек и заинтересовал способных молодых офицеров, привил им чувство ответственности, стремление к знаниям, к новому. Приятно было передавать им свой опыт и видеть, что они часто делали лучше, слаженнее, чем мы, гражданские.

Высокая ответственность исполнителей, энтузиазм Сергея Павловича Королева, Леонида Александровича Воскресенского, Николая Сергеевича Лейкина (ЦКБТМ), Ювеналия Леонидовича Троицкого (КБОМ), вера в перспективные возможности ракетной техники, материальное поощрение (премии) за удачно и в срок проведенные пуски, обеспечение в первую очередь жильем, детскими учреждениями семей испытателей, совместный отдых - все это создавало положительный моральный климат в развитии ракетной техники в Советском Союзе. Мы, как испытатели первых баллистических ракет, были очевидцами этого в условиях холодной войны того времени.

Немного позже, в августе 1956 года, на заводе ЛМЗ в городе Ленинграде на отладочно-примерочных работах со стартовым комплексом изд. 8K7I (11П852), где мне, как руководителю стартового отделения, было поручено провести имитацию первого подъема (Старта), с помощью двух цеховых мостовых г/п кранов, заправленного "компонентами" изделия 8К71 из стартовой системы, после успешного проведения "Старта", уже за полночь, Сергей Павлович

Схема стартового стола

Королев собрал нас, участников испытаний (в застекленной цеховой комнате тех. документации), и сказал примерно следующее: "Спасибо за проведенную работу. Я вижу здесь все знакомые мне лица, большинство из вас знаю по имени. За эти годы мы с вами провели немало испытаний ракет, о наших успехах писали в газетах, но то, что мы делаем сейчас - это новый этап развития ракетной техники, космической ракетной техники. Наш Советский человек будет летать и работать в космосе, и мы скоро будем свидетелями и участниками этого!".

Воспоминания о этом периоде испытаний неплохо было бы получить от работников ОКБ-I тов. Шабарова Евгения Васильевича и тов. Авдеева Павла Семеновича.

1955 год. Заканчивались монтаж и отладка технологического оборудования на вновь созданном объекте №2. Монтажно-испытательный корпус объекта имел по тем временам внушительные размеры.

Железнодорожный путь позволял завозить в корпус спец. жел. дор. вагоны с изделиями, разгружать их с помощью мостовых кранов на спец. монтажные тележки, проводить сборочно-монтажные работы и горизонтальные испытания блоков.

В бытовых помещениях монтажно-испытательного корпуса, в трехэтажной пристройке, размещались механическая мастерская экспериментального производства (первый этаж), технический архив, комнаты со спец. испытательным оборудованием (второй этаж), служебные кабинеты, комнаты ИТР, буфет (третий этаж). Две смежных комнаты (сейчас комната № 312) были кабинетом гл. конструктора тов. Королева С.П.

С заводов изготовителей поступало монтажно-сборочное и испытательное оборудование. Агрегат 8T3I7 в комплекте с траверсами предназначался для сборки блоков ракеты СН (8K71) в пакет с помощью мостовых кранов МК. Первыми работами по разгрузке и сборке изделия в пакет, как начальник отделения, руководил я.

Железнодорожные вагоны для транспортировки блоков изделия были совершенно новой конструкции. Цельнометаллический багажный вагон: был оборудован торцевой двухстворчатой дверью и вакантной самоходной от электропривода платформой, на которой было закреплено изделие. Первые образцы вагонов имели конструктивные недостатки, силовые тросы лебедок из-за неравномерного выхода (с перекосом) платформы часто сходили с барабанов, направляющие ролики рельсовых опор не попадали на рельсы, защелки опор не фиксировали их достаточно надежно, что приводило к провисанию платформы и передаче дополнительных нагрузок на корпус изделия.

Все выявленные замечания и недостатки частично устранялись в экспериментальных мастерских МК (начальник тов. Сидоров В.С.), конструкторы разработчики вносили изменения в техническую документацию.

- Были составлены первые инструкции по эксплуатации. Первыми испытателями нового комплекса сборочно-монтажного оборудования изделия СН были: Кувыркин В.П. - начальник отделения, Синицин В.Н. - инженер отделения, . Ситников Г.И - техник, Козлов И.Ф. - старший механик отделения, Гусев Н.И. - механик отделения, Мизгирев В.А. - сл. испытатель, Покровский В. - сл. Испытатель, Шабанов Н.И. - сл. испытатель, Калачев В.М. - сл. Испытатель, Жиделев В.В. - сл. испытатель, Терешин В.С.- сл. испытатель, Воропаев А.М. - сл. испытатель.

На время проведения примерочных работ, в филиал № 2 прибыли командированные из в/ч 11284 офицеры, будущие командиры служб и отделений полигона. Они изучали опыт нашей работы и непосредственно подключались к выполнению отдельных операций.

У меня стажировался Синеколодетский Н., часто присутствовал подполковник Коршунов А.Ф., подполковник Носов А.И.

Сборочный агрегат 8T3I7 имел две тележки на узкой железнодорожной колее с откидными опорами и опорными ложементами с гидромасляными домкратами, с ручным приводом и механизмами перемещения. Первая укладка центрального блока на ложементы, стыковка центральных блоков прошли довольно успешно. Укладка двух нижних блоков и их стыковка с центральным блоком, выявили конструктивные недостатки агр. 8T3I7. Гидравлические домкраты не имели жесткой фиксации, а жидкость просачивалась из-под манжет, давление падало, нагрузки на блоки изделия увеличивались до недопустимых пределов. Блоки были сняты с агрегата, а агрегат отправлен на завод-изготовитель для доработок. Довольно много доработок имели траверсы. Опорные ложементы траверс не соответствовали конфигурации мест опор на изделии, устанавливались на места, не воспринимающие нагрузок. Центровка изделий не соответствовала расположению отверстий пальца серьги траверс. Доработки и конструктивные изменения проводились силами экспериментальных мастерских МК.

Сборка пакета проводилась под непосредственным контролем Воскресенского Л.А., который присутствовал в МК (в его отсутствие был Шабаров Е.В.). Работа в МК была организована так, что на месте сборки находились только те лица, которые непосредственно были заняты в данный момент на определенной операции. В зал МК допускались только лица, с разрешения Воскресенского Л.А. Конструкторы, ведущие работники ОКБ находились в удалении от места сборки и подходили к сборке С.Н. только по мере необходимости по вызову начальника отделения и указанию Воскресенского Л.А. Осматривали место доработок, согласовывали очередные действия с начальником отделения, необходимые действия согласовывали с Воскресенским Л.А., а он давал указание на продолжение работ. Все операции (замечания, рекомендации, принятые решения) заносились в бортовой журнал. По окончании операции начальник отделения делал записи о проведенной операции в бортовом журнале.

Доработанный агрегат 8T3I7 был доставлен в МК. Повторная сборка пакета С.Н. прошла более успешно, хотя и устранялись вновь выявленные замечания.

Подъем первого собранного изделия С.Н. (8K7I) с помощью траверсы и мостового крана МК был осуществлен успешно. Это представляло впечатляющее зрелище. До этого момента никто еще наглядно не ощущал мощи и грандиозности многоступенчатой ракеты. Она "родилась". Операциями по проверке систем управления С.Н. руководил Дорофеев Б.А., систем ДУ руководил Дельсаль В.П., систем заправки Карнеев Ю.А. В дальнейшем изделие С.Н. было использовано для примерочных испытаний с переходной рамой (черт. 94-54-67) и транспортно-установочным агрегатом (ТУТ) в испытательном стенде.

На испытательной площадке объекта № 7 заканчивался монтаж оборудования на вновь созданной экспериментальной установке кабины обслуживания 8У216 стартового комплекса 11П852 (монтажная площадка цеха испытаний).

Установка 8У216 представляла собой ферменное сооружение из металлоконструкций, механизмов привода подкатного моста, направляющих и удерживающих консольно-отводных мачт, предназначенных для стыковки и отброса систем заправочно-сливных коммуникаций, наполнительно-подпиточных и разъемно-штекерных соединений с хвостовой частью изделия 8K7I. Экспериментальные работы с макетом хвостовой части изделия 8K7I были успешно завершены, выданы рекомендации, конструктивные решения на создание кабины обслуживания стартовой системы и заправочно-сливных коммуникаций. Часть механизмов (приводы, кабельные и заправочные консольноотводные мачты, пульты управления) были демонтированы и отправлены в в/ч 11284, где они были использованы на стартовой системе. Большие работы предстояло провести с отработкой конструкции стартовых повторных механизмов, удерживающих-раскрывающихся силовых ферм, ферм обслуживания и систем установки изделия в вертикальное положение (комплекс 8У213 с 11П852). Эти работы можно было проводить при наличии глубокого котлована, имитировавшего огневой проем, диаметром до 10 метров и глубиной до 8 метров, при наличии над ним мощных до 100 тонн грузоподъемных механизмов. Подходящей площадки на территории филиала № 2 не было.

Отработка комплекса стартовой системы, установки, заправки, наведения, имитации пуска изделия, подъем его с помощью грузоподъёмных кранов из стартовой системы, проводилась в г. Ленинграде, на Ленинградском металлическом заводе им. Сталина, в одном из высотных цехов, где имелась необходимая площадка. Изделие С.Н. было погружено на филиале № 2 в спец. железнодорожные вагоны и отправлено на ЛМ3. От филиала № 2 в Ленинград была организована экспедиция, которую возглавил Сухопалько М.В. Были скомплектованы 4-е спальных вагона спец. поезда, отправлено необходимое имущество, материалы, спец. одежда, автобус, грузовая автомашина, водообмывщик на a/ходу, электростанция ЭСД-50. Вагоны спец. поезда были поставлены в Зеленом парке ЛМ3 на внутризаводских путях, где и разместился "жилой поселок на колесах" экспедиции.

В высоком цехе завода заканчивался монтаж систем стартового комплекса. Работы велись при усиленном охранном режиме. Изделие С.Н. разгружали в цехе только ночью (после окончания 2-й смены) силами испытателей филиала № 2. От завода были прикомандированы и допущены к работам два человека - крановщики цеховых мостовых кранов.

Обычно на завод команда испытателей филиала № 2 ездила на своем автобусе, работали только ночью часов с 2-х до 6-и утра, тогда в цехе было спокойно, не было посторонних людей, на входных воротах и у здания цеха выставлялась усиленная охрана

Стартовая система к августу 1956 г. была смонтирована. Работы по монтажу возглавлял тогда тов. Ударов Г.Р. Бригаду испытателей от филиала № 2 возглавлял я. Пакет С.Н. был собран, уложен на установщик 8У213, установщик состыкован с стартовой системой и проведены первые подъемы изделия в вертикальное положение. Большая работа была проведена по отладке систем силового пояса, опорных откидных ферм и механизмов стартового комплекса.

В процессе отладки и подготовки системы к имитации старта, произошел аварийный случай. Специальная многотонная траверса, коробчатой конфигурации с откидной стенкой при подводе ее к изделию, стоявшему в вертикальном положении в стартовой системе, перевернулась на высоте 8 метров в сторону откидной стенки. На траверсе в момент ее заводки к изделию находились монтажники в том числе и я, как руководитель работ. Люди не пострадали (всех спасли страховочные пояса, на которых они удержались), но от удара стенки траверсы о силовой пояс стартовой системы были разбиты редукторы поворота и маслопроводы гидросистемы силового пояса.

После доработки консультации траверсы и ликвидации последствий аварии, операции по отработке имитации старта возобновились. Изделие С.Н. было заправлено водой с хромпиком из цехового водопровода, через соответствующие фильтры, до веса, имитирующего стартовый вес изделия. С помощью траверсы двумя мостовыми кранами изделие С.Н. было поднято на 200 мм, выведено из зацепления замков силовых рам, фермы откинулись, имитация старта прошла удовлетворительно. Операцией руководил тов. Шабаров Е.В. Я командовал подъемом.

От ГСКБ на этих работах были ответственными исполнителями по системам т.т. Пропалянец С.П., Бахтюков М.И., Зуев Е.Н., Леперсон М.А., Хлебников Б. и другие. О

т ОКБ-I Авдеев П.С., Чудаков В.С., Чистяков Н.А. и другие.

 Заканчивался 1956 год.

Организации и заводы-изготовители оборудования, по результатам примерочных испытаний с изделием С.Н. (8K7I) в филиале № 2 и ЛМЗ, получили достаточно замечаний, рекомендаций по доработке и усовершенствованию конструкций первых образцов оборудования стартового комплекса 11П852. Все выданные замечания и рекомендации реализовались в образцах второго комплекса стартового оборудования, которые и отправились для монтажа и отладочных работ на полигон в/ч II284. С бригадой испытателей филиала № 2 в ноябре 1956г. я был направлен в в/ч 11284 для участия в отладочных работах наземного комплекса по подготовке летных испытаний изделия 8K7I. Командир части (начальник полигона) тогда был генерал-лейтенант Нестеренко В.И. Встретили нас как специалистов и наставников знающих наземный комплекс и изделие С.Н., т.к. в/ч граммой из ОКБ-I тов. Королев С.П. дал мне полномочия ответственного его представителя.

Заниматься приходилось тогда многими нерешенными вопросами.

Штаб и жилой городок в/ч 11284 находился тогда на берегу реки Сырь-Дарья, где были построены сборные одноэтажные деревянные дома, один из которых занимал штаб, а остальные занимали под общежития. В одном из этих домов разместились и мы. На вторую площадку и стартовую позицию ездили на грузовой автомашине, которую нам выделили.

Первое впечатление от площадки № 2 (где размещался МИК и службы технической позиции) было не из радостных. Все кругом разрыто, котлованы под фундаменты будущих гостиниц, казармы, столовой, строят железнодорожные подъездные пути к МИК, временные полевые дороги, открытые склады строительных материалов, огороженные колючей проволокой. На третий день нашего приезда пришла в/ч грамма, в которой сообщалось, что в адрес в/ч отправлены вагоны с изделием С.Н. (8K7I) и предлагалось срочно выгрузить изделие, а вагоны отправить обратно. Вечером меня пригласил к себе в штаб генерал Нестеренко. В кабинете находились человек 6 военных. Разговор сразу пошел о том, как принять изделие и произвести его разгрузку. В монтажном корпусе шли строительные и монтажные работы. Мостовые грузоподъемные краны к работе не были готовы. Нестеренко В.И. предложил мне утром поехать с ним на вторую площадку и на месте решить вопрос возможности проведения работ по разгрузке. Выехали рано утром. По пути на ж/д переезде подрядная организация разгружала оборудование из ж/д вагонов с помощью железнодорожного парового крана. Я просил осмотреть этот кран, он был 15 тонн грузоподъемностью с достаточным вылетом стрелы. Это было находкой для нас. В монтажном корпусе железнодорожные пути могли принять вагоны с изделием. Решение было принято разгружать семь блоков изделия с помощью парового железнодорожного крана в монтажном корпусе.

Операция по разгрузке проходила под моим руководством силами испытателей бригады филиала № 2 и была закончена успешно. С целью маскировки блоки изделия были накрыты доставленными со складов брезентовыми палатками, был выставлен усиленный караул солдат. В январе-феврале 1957г. прибыла на полигон экспедиция с М.В. Сухопалько.

Прибывали участники испытаний и примерочных работ с изделием 8K7I. Экспедиция разместилась в вагонах спец, поезда на подъездных путях площадки № 2. Для размещения людей были арендованы десять железнодорожных спальных вагонов МПС с обслуживающим персоналом (проводники). Питание было организовано в вагоне-ресторане МПС, питались в три смены. При экспедиции были вагон-баня, вагон-клуб, складские вагоны.

Члены партии, участники примерочных испытаний от различных гражданских организаций, создали партийную группу. Секретарем парт. группы был избран тов. Авдеев П.С. (ОКБ-I). Коммунисты активно воздействовали на производственную жизнь коллектива испытателей, а в периоды наиболее напряженной работы показывали личный пример, работая день и ночь как, например, в дни подготовки к первому пуску 4 мая 1957 года. (Прим.ред. 1-й пуск состоялся 15 мая).

Монтажные и отладочные работы в М.К. и С.П. велись полным ходом, работали в три смены, полигон принимал в эксплуатацию; производственные и технологические сооружения стартового комплекса, монтажно-испытательное оборудование. Создавались службы полигона, личный состав осваивал эксплуатацию оборудования. Начались работы по подготовке и проведению летных испытаний многоступенчатой ракеты 8K7I.

Стартовая команда была составлена из военных. За каждым номером расчета был закреплен контролер от испытателей гражданских организаций.

От п/я 10

1. Иовлев В.П. - контролер группы заправки.

2. Кувыркин В.П. - контролер группы Н.О.старта.

3. Гусев Н.И. - конролер оператор агр.8У213.

От ГСКБ.

1. Пропалянец С.П. - руководитель группы Н.О. старта.

2. Бахтюков М.И. - контролер группы Н.О. старта.

3. Зуев Е.Н. - контролер группы цилиндров.

4. Мартынов - контролер группы силового пояса.

5. Казаков - контролер группы поворотного круга.

6. Горнов - контролер группы электрооборудования.

7. Григорьев В.В. контролер группы дистанционного управления гидроприводами.

8. Фурман А.В. - контролер группы гидроприводов.

9. Леперсон М.А. контролер установщика 8У213.

10. Неволин А.С-.контролер кабины управления.

11. Хлебников Б.- контролер ферм обслуживания.

От ОКБ-I.

1. Карманов Б.И. - контролер группы наводки.

2. Хорин С.Ф. - контролер обслуживания приборов электрифицированных вех.

3. Абрамов А.П. - ответственный руководитель комплекса Н.О.

Кадры из кинограммы запуска:

- Р-7 подготовлена к старту...

- отходят фермы обслуживания...

- двигатели «пакета» запускаются и выходят на предварительную ступень тяги...

- режим промежуточной и, далее, главной тяги. Через несколько мгновений - подъем!

Работая день и ночь, были проведены все работы по подготовке летного изделия. Первый пуск изделия 8K7I состоялся 4 мая 1957 года в 19ч.45 м.

Из регламента работ того времени:

15 ч.00 - построение по отделениям на "0" отметке. Объявлена 4-х часовая готовность.

Исходное положение:

а) изделие установлено в вертикальное положение;

б) фермы обслуживания и кабина обслуживания в рабочем положении;

в) заправочные средства в рабочем положении, шланги из кабины обслуживания пристыкованы к изделию.

15ч.20 м. - доклад начальников отделения о исходной готовности.

16ч.00м. - доклад начальника отделения о готовности к заправке, начал о охлаждения и заправка.

17ч.00м. - доклад об окончании заправки. Объявлена 2-х часовая готовность.

17ч.45м. - доклад о эвакуации, монтаж светопровода и контроль наведения.

18ч.00м. - объявлена часовая готовность. 18ч.35м. - отвод кабины обслуживания.

18ч.40м. - осмотр, проверка приборных отсеков, закрытие люков.

19ч.15м. - доклад о готовности прицеливания и демонтаж светопровода.

19ч.20м. - объявлена 30 минутная готовность, уход людей с 1-го и 2-го ярусов.

19ч.25м. - опускание ферм обслуживания.

19ч. 45 м. - объявлен старт по СЭВ.

На видимом участке полет ракеты проходил нормально. Наземный комплекс старта сработал нормально. Непосредственные участники подготовки старта при пуске, в основном, находились в траншеях, подготовленных в районе площадки № 2, в 1,5 - 2 км от старта. Все участники первого пуска межконтинентальной баллистической ракеты восприняли пуск с большой радостью, над траншеями неслось громкое "Ура!"

Первые «семерки»:

1 - 8К71 для летных испытаний; 2 - 8К71ПС с Первым спутником; 3 - 8К71 ПС со Вторым спутником;

4 - 8А91 с Третьим спутником; 5 - 8К71 с первым штатным вариантом ГЧ; 6 - 8К71 с облегченной ГЧ

 
 
 
 
   
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  05.04.2021

«Живая» лекция «Небо Гагарина»
 
  05.04.2021

В НПО Энергомаш обсудили вопросы создания отраслевой информационной базы
 
  05.04.2021

В РКЦ «Прогресс» прошел конкурс профессионального мастерства молодых рабочих
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master