По залам музея
  Экспонаты
  Страницы истории
  Ветераны
  Книга почёта
  СМИ и посетители о музее
  Контакты
 
 
 
Правительство РФ

Роскосмос

Росимущество

Всероссийский каталог добросовестных поставщиков товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
 
 
 
Бухарин Николай Алексеевич
     
 
 

 

Бухарин

Николай Алексеевич

Николай Алексеевич родился 09.05.1931 года в д. Фодомль Урицкого района Орловской области. В НИИХИММАШе Бухарин Н.А. начал работать в 1948 году. За время трудовой деятельности в НИИХИММАШе проявил себя как трудолюбивый инициативный рабочий и специалист. В 1955 г.работал в НЭО-102 механиком. Прошел путь от механика до старшего инженера. Являлся одним из пионеров в испытаниях первых ракетно-космических изделий. В 1970 году Николай Алексеевич закончил Московский государственный университет по специальности – историк.

В 1976 был избран членом профкома, возглавлял жилищно-коммунальный сектор, был членом методического совета института по экономическому обучению. К общественной работе относился с душой, запросы посетителей решал принципиально, объективно и обязательно.

Поэт Московской области. Его рифмы отражают каждую душу жителя поселка Новостройка. Являлся автором двух исторических трудов об НИИХИММАШе (1948-1988 гг., 1949-1989 гг.). Издал книгу с баснями "Клад".

За существенный вклад в развитие новой техники Бухарин Н.А. награжден правительственной наградой - медалью "За трудовую доблесть". За заслуги в создание и становление института ему присвоено звание "Ветеран труда НИИХИММАШ". Бухарин Н.А. занесен в Книгу Почета НИИХИММАШ.



 


СМИ о Н.А.Бухарине

Как слышится, так и пишется

 25.05.2011

 В субботу свое 80-летие отметил Николай Бухарин — житель Пересвета, ветеран НИИхиммаша, историк и баснописец. Впрочем, последние слова следовало бы поменять местами, поскольку по его собственному же признанию, на первом месте в его жизни стоит все-таки поэзия. Накануне мы побывали у юбиляра в гостях и поинтересовались, как ему удается именно так складывать слова и невзирая на лица передавать в книгах все, что слышится вокруг. А заодно и просто поговорили о жизни.

 К БАСНЕ ПУТЬ НЕБЛИЗКИЙ

Перед нами видавшая виды папка. На ней чем-то белым, похожим на корректирующий "штрих", начертано "Рецензии, заметки, дифирамбы". В папке — сотни вырезок, вплоть до крохотных, где упоминаются строки Бухарина.

Журналисты, похоже, всегда любили басни — и как читатели, и как люди, не упускающие шанс рассказать о редком жанре. Опыт нашего героя действительно удивительный: в то время как другие с возрастом бросают, например, курить, он взял и бросил... писать традиционные стихи, переключившись на басни. И вот уже почти сорок лет из-под пера Бухарина не выходит ничего, кроме басен.

Единственное исключение автор сделал для прозы, опубликовав десять лет назад книгу об истории родного города. Перед глазами читателя проносятся сотни фамилий, местные словечки, мельчайшие подробности, редкие фотографии.

— Николай Алексеевич, как вы только это все узнали?

— Это от людей, которые приехали строить Новостройку в 1948 году. Восемьсот человек из Костромы, парни и девушки, первые поселенцы. Сильные неприхотливые люди. В основном деревенские — только они могли превозмочь тяготы необустроенного быта. Я среди них был самый молодой.

— Фотографии ваши?

 — Часть моя, часть других людей. Был такой фотоаппарат — "Смена", вот им я все и фотографировал: бараки, дороги, делал портреты.

— И какая же дорога привела вас в Новостройку?

— Я жил на Орловщине. Из Москвы пришла бумага: приказ отправить четырех юношей и девушек на учебу в столицу. Попадаю в этот список и я, хоть и один сын был у матушки. Но раз сказали ехать — надо ехать. Я оказался в Подлипках. Окончил ремесленное училище и попал в бюро к конструктору Исаеву. Кстати, все космонавты до сих пор спускаются на его аппаратах. Как тогда говорили, это "возвратный билет из космоса". У Исаева был маленький скворечник — стендик, где он проводил испытания микродвигателей. Двигатели были на спирту, между прочим. Спирт хотя и подкрашивали в розовый или синий цвет, но наш брат не боялся — попробовали и ничего.

— А потом?

— Видимо, я как-то проявил себя, и Королев вскоре забрал меня в свое бюро — сюда, в Новостройку. Мне дали немца в помощники, только я так и не понял, кто был главный — я или он. Он все знал, а я о ракетах не знал ничего. Он меня звал "Кола". Хороший был немец, добрый, спокойный, никого не ругал — ни наших, ни своих.

— Вы начинали как технарь. А как поняли, что надо все же идти учиться на историка?

 — Еще со школы у меня было две любви — журналистика и история. Ходил в школу журналистики при газете "Вперёд". Писал в том числе и о людях труда — тогда за такие материалы платили хорошие деньги.

— Расскажите о ваших родителях. Это они воспитали в вас поэта?

 — Я отмечал эту склонность у матушки. Она окончила церковно-приходскую школу, двухлетку, очень много знала стихов. Где бы мы с ней ни находились, она все время подбрасывала рифмы. Считаю, что она меня и заинтересовала стихами.

БУХАРА ЖАЛИТ

 После вопроса о том, как Николай Алексеевич отметит день рожденья, тот заметно грустнеет — встречать юбилей придется без жены, которая приболела и попала в больницу. "Без нее не мыслю что-либо предпринимать", — говорит он.

Николай Бухарин достает откуда-то сверху большой альбом — подарок от семьи на 75-летие. Альбом открывается родословной рода Бухариных, заказанной у специалистов в генеалогии. Специалисты утверждают, что фамилия эта вовсе не южного, как можно было бы предположить, а северного происхождения.

Оказывается, по новгородской земле давным-давно ходило слово "бухара", с ударением на второй слог. Обозначало оно жалящее насекомое, а заодно и язвительного, наблюдательного человека. Итак, все сходится: зов предков слышится и спустя века.

— Николай Алексеевич, как поживает сегодня басенный жанр? Многие ли пишут басни?

— Нет, немногие. Когда я несколько лет назад выступал на празднике поэзии в "Лужниках", басни читал только я, остальные — стихи. Люди боятся писать басни, что вполне понятно. Так было и раньше, когда из-за моей опубликованной басни лишился должности редактор одной газеты. Там была строчка: "И дадут тебе пенсию в руки". Так вот, после этого редактор получил выговор:

"Разве это достойно советского человека — получать подаяние? Советский человек с гордостью принимает вознаграждение за трудовую деятельность!" И все, за эту строчку его сняли. Мне сноха сейчас говорит:

 "Тебя с этими баснями куда-нибудь зашлют!" А я ей показываю (берет книгу, которая лежит под рукой. — В. К.) Конституцию, 44-ю статью. Все, что не является призывом к свержению строя, национальной розни, к войне и что не порнография — все в художественном произведении можно писать, не боясь. Я не выхожу за рамки Конституции.

 — Кому достается в ваших баснях?

— Всем! Всем, кто того заслуживает. Басня бывает остросюжетная — раз, бытовая — два, эротическая — три. А вообще жанр басни строится из трех элементов. Московский сатирик Орлов сказал мне, что моя басня не витиевата, но содержит и сюжет, и аллегорию, и мораль. И вот что я еще скажу. Басня появляется и расцветает, когда ситуация в государстве "теплеет". Мы видели это при Хрущеве, а потом все свернули.

ОН РАЗБУДИЛ МИХАЛКОВА

 Николай Бухарин — поэт-одиночка или любитель быть в центре внимания? Спросим об этом у самого автора.

— Вам нравится выступать перед публикой?

— Очень. Я получаю от этого удовлетворение. Мне это совсем не в тягость.

 — Вы общались с самым известным советским баснописцем Сергеем Михалковым?

— Я виделся с Михалковым незадолго до того, как тот умер. Он не любил принимать гостей, и я к нему попал чисто случайно. Его Международный союз писателей находился на соседнем этаже в одном доме с нашим Союзом российских писателей. И я, поднимаясь в свой Союз, видел его всегда открытую дверь. Думал, вот бы зайти, показать ему мои басни, но боялся. В тот день Михалков дремал. И как-то шаркнула моя нога о порожек, он приподнял голову и вопрошает так: "Вы кто?!" Я говорю, что баснописец. Он оживился, попросил ему почитать. Я прочитал басню "Любовник", выбрал неполитическую:

 

 "Любовник с проседью уж был,

Но далеко не старый.

Он к двум любовницам ходил —

К блондинке и чернявой.

Пойдет к блондинке — та ему

Рукой своей проворной

По два, по три, по одному

Таскает волос черный.

Зайдет к чернявой — та ему

 Ручонкой своей смелой

Из головы весь дочиста

Ощиплет волос белый.

Так года два ходил пострел

 То к белой, то к чернявой

И незаметно облысел,

А был такой кудрявый.

Но далеко не старый".

 

Он сказал "Талантливо! А теперь иди". Я ушел, хотя хотел прочитать еще много чего другого.

— Вам нравится жить в Пересвете?

— Да, хороший город. Хочется, чтобы был еще лучше. Я у себя под окнами каждый год устраиваю клумбу — все же лучше, чем автостоянка. С помощью администрации привожу песок, ставлю табличку, чтобы люди не повредили. Скоро будут цветы.

— С чем бы вы срифмовали слово "Пересвет"?

— Ох... И "много лет", и "лучше нет"... Хорошо рифмуется!

Свою первую книгу Николай Бухарин выпустил "самиздатом" — на тоненькой бумаге, на работе в НИИхиммаше с помощью служебного аппарата с забытым уже названием "ротапринт". Последняя, седьмая, изданная недавно, вышла из типографии в твердом переплете и на прекрасной бумаге. Значит, жизнь продолжается и басня по-прежнему нужна людям.

Владимир КРЮЧЕВ


 

О поэте, ушедшем в вечность

Дата публикации: 24 Июль 2014.

За всю жизнь он успел поработать и на испытательных стендах НИИхиммаша, и в исторических архивах Москвы, и даже побывать на месте преподавателя. Но наибольшую известность приобрел благодаря своей литературной деятельности. На счету Николая Алексеевича семь книг басен, известных не только в родном городе, но и по всей России. Иван Федорович Муравьев, хорошо знавший Бухарина, сказал: «Если человек — поэт, то он гордится тем, что его литературные сборники издали, например, в Польше или США. Бухарин же гордился тем, что его издавали именно в России. И это его достижение». Он умел писать так, как никто другой, ведь басня, актуальная и социально значимая, — это его призвание. Сюжеты близки каждому, герои — обыкновенные люди, поэтому басни Бухарина, как и басни Крылова (кстати, его кумира), читаются и будут продолжать читаться еще долгие годы.

Но Николай Алексеевич знаменит не только как баснописец. Историк по образованию, он всегда пытался совместить обе страсти — историю и литературу воедино. Результатом стали «Город Пересвет» и «поселок Новостройка» — историографические произведения об испытательной площадке Королёва, ставшей местом, которому писатель посвятил свою жизнь. Следующий исторический труд Бухарина о Пересвете, к сожалению, остался не завершен.

Николай Алексеевич был не только историком, баснописцем, но еще и “продюсером”. Благодаря ему свет увидела антология Сергиево-Посадских поэтов XX века, где можно прочитать произведения районных авторов, в том числе и из Пересвета. Это еще одна заслуга Бухарина, ведь он не только собрал материал воедино, но и решил вопрос финансирования этого сборника.

Бухарин был тем человеком, к которому каждый мог обратиться за советом и отзывом о своем творчестве. Сорокин Рудольф Федорович вспоминает: “В 2000 году я приехал к Бухарину, чтобы показать свои стихи, написанные на Байконуре. Он дал мне много советов и пожелал успехов”.

Николай Максимович Братишко, сергиевопосадский поэт, член Союза писателей России, отзывался о Николае Алексеевиче не только как о хорошем собеседнике, но и о замечательном оппоненте в дискуссиях на самые разнообразные темы.

Уход из жизни такого человека, как Бухарин, это большая потеря не только для родных и близких, друзей и просто ценителей творчества баснописца, но и для всего литературного общества. Память о Николае Алексеевиче, светлом, добром и отзывчивом человеке, всегда останется в сердцах всех тех, кто его знал. Его товарищи, поэты, поделились с нами своими воспоминаниями, в которых можно увидеть, каким был Бухарин, и каким он останется в нашей памяти.

СОРОКИН Рудольф Федорович, поэт:

— Николая Алексеевича я запомнил как доброго и очень светлого, отзывчивого и веселого человека. Мы (я, Сосин Владимир Николаевич и Цепков Владимир Иванович) встретились с ним в январе 1994 года в коридоре «Белого дома», когда оформляли командировку на Байконур. Бухарин тут же пригласил нас к себе в кабинет посмотреть на макет поселка Новостройка. Мы задушевно побеседовали, и он даже познакомил нас со своими краткими характеристиками на Королева, Табакова, Пухова и других космических деятелей. На самом деле, описать человека “штрихами” очень трудно. Но у Бухарина это получалось здорово, кратко, ёмко, а главное, точно. Это говорит о великом таланте Николая Алексеевича!

МУРАВЬЕВ Иван Федорович, поэт:

— Пять лет назад мы организовали свое ЛИТО “Виток”. Бухарин присутствовал на первом заседании и потом всегда интересовался нашей работой. А когда вышла первая книга, он искренне радовался вместе с нами.На дачах, в том числе и на моей, мы часто собираем кружок литераторов. Гостем на наших встречах был и Бухарин. Однажды он организовал конкурс между поэтами. В качестве приза выставил сборник своих басен. Очень многие приняли участие в этой забаве. Победительнице он пожелал успеха и сказал очень много теплых и приятных слов. Бухарин был очень харизматичным и коммуникабельным человеком, поэтому с ним всегда было приятно общаться. К нему тянулась молодежь, показывая свои произведения и прося совета. Бухарин, будучи очень отзывчивым, никому никогда не отказывал.

ВОЛКОВА Валентина Васильевна, поэтесса:

— С этим замечательным, добрым, жизнелюбивым, неунывающим интересным человеком я познакомилась в 1978 году, когда пришла работать в базовый патентный отдел НИИхиммаша. Николай Алексеевич в то время был сотрудником патентного отдела и в группе изобретательства и рационализации занимался вопросами внедрения изобретений и рационализаторских предложений, составляя графики их внедрения, а также продвижения защищенных авторскими свидетельствами изобретений в отрасли. Были у него в то время и другие обязанности — он был членом профкома, которые он успешно совмещал с основной работой, но об этом подробнее расскажут другие. Последние годы, когда я уже работала в администрации города Пересвет и занималась вопросами землепользования, Николай Алексеевич часто заходил ко мне и беседы наши были долгими. Он работал над новой книгой и очень хотел понять проблему разграничения земель города Пересвет. Ведь первоначально земли были предоставлены общей площадью под строительство предприятия с жилым посёлком. Мы много и долго беседовали на эту тему. В минуты перерыва он читал мне новые басни и очень интересно рассказывал о своей молодости, о событиях в его жизни, о тех замечательных людях, с кем он прошёл долгую длинную дорогу в поселке Новостройка, а потом уже в городе Пересвет. Поверьте, человек такого полёта был очень прост в общении, с ним было весело и интересно. При встрече я всегда приветствовала его словами: «Привет, Великий!». Он всегда смеялся и шутил. Я часто спрашивала его о том, когда же он напишет новую книгу о Пересвете, торопила, просила закончить её побыстрее. Очень жаль, что не успел! Надеюсь, что его труд не пропадет и книга обязательно выйдет. Он говорил, что в этой, новой книге, у него будет много интересных биографий наших замечательных жителей, которые построили наш город и покорили космос. Я очень на это надеюсь. Это необходимо нашим детям и внукам.

Сергей ВАСИЛЬЕВ, поэт и издатель:

 — В жизни Николая Алексеевича были две важные работы, которые мы делали вместе. В 1989 году — снимали кинофильм к 40-летию первого испытания в НИИхиммаше и в 2001 году готовили к выходу его книгу «Город Пересвет. Страницы истории». В первом случае мы были соавторами сценария, во втором он автор, а я издатель.

Работа над фильмом заняла 4 месяца и это был нелегкий марафон. Кинокамера 35 мм, громоздкие штативы, светильники, кабели, тысячи киловатт света и больше 15 человек съемочная группа. Мы, молодые, энергичные ребята, начали носиться по поселку и институтским комплексам, стараясь поймать погоду, свет, запечатлеть редкие ракурсы и, жадно нажимая кнопку пуска, были поглощены возможностью показать зрителю что-то эдакое, доселе невиданное.

 Бухарин смотрел на все это мудро, спокойно, со своей ироничной улыбочкой, но спустя пару недель достал, как факир, утвержденный список сотрудников и ветеранов предприятия с привязкой к объектам, которых надо было запечатлеть. Вместе составили график и началось, как оказалось, самое трудное — съемки людей.

Николай Алексеевич на первую съемку с первопроходцами принес десяток фотографий с видами первой проходной, аптеки, магазина, клуба, домов и бараков. Ветераны, минуту назад напряженные перед объективом, в одно мгновение преобразились, улыбки озарили их лица и они бойко начали вспоминать молодость, начало Новостройки, первые испытания, забыв о камере. Так в фильм и вошла эта сцена снятая одним дублем. Премьера фильма состоялась в ДК «Космос» на торжественном собрании и имела большой успех.

Спустя 10 лет Бухарин написал книгу «Город Пересвет. Страницы истории», сам нашел спонсора и пришел ко мне с просьбой помочь ее издать. Я, уже зная какой Николай Алексеевич дотошный и въедливый, как основательно относится к собираемой информации, все проверяет и перепроверяет, предположил, что книгу сделаем легко и быстро. Так оно и вышло. А мы по своей инициативе отсняли для издания серию современных фото города. Книгой были довольны оба. Основательный подход к своему делу, внимательное и мудрое отношение к людям, как мне кажется, были одними из важных качеств Николая Алексеевича Бухарина.

Светлана КОМИНА

Подробнее...

«Дом мудреца»

Один мудрец немолодой

Себе дом строил небольшой.

И кто ту стройку посещал,

Тот говорил: «Дом очень мал.

В нём негде будет развернуться,

 Когда и трое соберутся».

Мудрец послушал и сказал:

«Ах, если бы я пожелал

В дом пригласить друзей одних,

 То и тогда б он был для них

 Весьма вместителен, просторен

— Ведь круг друзей моих так скромен».

 …И вправду, истинных друзей

Ничтожно мало у людей.

                   ***

Слон мощный с крошкой Муравьём

Шли как-то по мосту вдвоём.

Под ними мост скрипел, шатался,

Порядком вниз он прогибался.

«Смотри-ка, брат, какое дело —

Мост изогнулся до предела», —

Слон Муравью проговорил.

А тот ему так объяснил:

 «Не мудрено, мой друг, такое —

Ведь нас по мосту идут двое!»

 …Иной, подобно Муравью,

Являет значимость свою.

                   ***

Случилось Мухе по ошибке

 Присесть Орлу на самый клюв.

Затрепетали все поджилки

И крылышки, к спине прильнув.

«Не трусь, — сказал Орёл могучий, —

И не дрожи за жизнь свою,

Тебе счастливый выпал случай —

Я мух вообще-то не ловлю».

 … Орёл, охоться ночью, днём

За каждой мухой, комаром, —

 Он не был бы тогда Орлом.

                    ***

Томат на грядке огородной

Рос вяло и лениво.

А рядом на земле бесплодной

В рост быстро шла Крапива.

Куст был её высок и сочен.

Давались люди диву.

Томат, тем делом озабочен,

Взял да спросил Крапиву:

"Скажи, любезная соседка,

Что в росте нет мне хода?"

"Тебя растит людская сметка,

Меня ж — сама природа", —

Ему ответила Крапива,

Листвой махая горделиво.

 


Мир басен Николая Бухарина

Наталья Мартишина

Дорогие друзья!

Два дня назад покинул наш мир радонежский баснописец Николай Бухарин.

Пусть эта статья из моей неизданной монографии о радонежских поэтах расскажет Вам о творчестве Николая Алексеевича.

Мир басен необозрим и ясен

(О творчестве поэта Николая Бухарина)

У всякого иного искусства сфера тематики ограничена, одна только литература не знает границ. Она простирается так далеко, как слово, а слово простирается так далеко, как мысль, у которой нет предела ни во времени, ни в пространстве. Темой литературы может оказаться всё – от звезды до атома.

Ян Парандовский

 «Есть ли в наши дни басня?» - спрашивала многотысячную армию читателей «Литературная газета», представляя на своих страницах творчество сергиево-посадского поэта Николая Бухарина.

 А продолжала редакция «Литературной газеты» в той заметке свои размышления так:

 «Скорее, была…», - может с грустью ответить любой, даже пристальный любитель рифмованных строк. И начнёт с благоговением перечислять: «Эзоп, Федр, Лафонтен, Крылов… Из ныне здравствующих – Михалков». Так что же, почил жанр? Нет, к счастью, не перевелись баснописцы!»

Предлагая читателям познакомиться с баснями Николая Бухарина, редакция помещает их под заголовком «Вкусны и остры».

И это, действительно, прекрасная характеристика: «Читатель же наш, хочется верить, отведает их с удовольствием, ибо строки сергиево-посадского поэта вкусны и остры», - читаем мы в сорок седьмом, ноябрьском, номере «ЛГ» за 2005 год.

Заметка в этом номере прозвучала как отклик на новый сборник басен Н. Бухарина, вышедший в издательстве «Русская книга» в 2005 году и объединяющий лучшие басни из шести книг поэта, изданных в разные годы.

А баснописец уже подготовил к печати следующий сборник, чтобы новым читателям представить лучшие басни разных лет, чтобы поддержать интерес любителей литературы к древнему и неувядающему жанру басни, жанру весёлому и живому. Этот жанр, столь любимый читателями, простой и мудрый, честный и прямой, не так-то легко даётся стихотворцам. Он находится не только на острие жизни, призванный отражать, словно зеркало, самые яркие проблемы общества и взаимоотношений между людьми, - он находится на стыке народной педагогики, этики, психологии, философии. «Басня есть поэзия рассудка», - так определил этот сложнейший жанр критик и философ Виссарион Григорьевич Белинский.

Баснописец, следовательно, должен быть подкован в вопросах морали и права, должен быть и светочем-философом, и проповедником высоких истин.

Но басня – есть поэзия, и, значит, настоящий баснописец должен быть прежде всего поэтом, воспринимающим мир всем сердцем, тонко чувствующим фальшь и ведающим гармонию Божественного мироустройства.

Мир басен необозрим и ясен… Подробнее...

Мир басен ясен – как ясна жизненная правда, как ясна праведная мораль; ведь автором-баснописцем движет чувство истины, чувство гармонии и справедливости… Мир басен необозрим – как необозрим весь спектр отношений человека и мира, весь спектр людских мировоззрений и взаимоотношений.

Настоящая басня отличается краткостью, содержит основную мысль автора – нравоучительный вывод, мораль – то, ради чего эта басня рассказана. Этими качествами басня близка к притчам – кратким назидательным рассказам.

И басня, и притча учат человека делать правильный жизненный, этический выбор. Они охватывают все сферы жизни: дружбу, любовь, быт, отношения родителей и детей, отношение человека к миру, обществу, природе, самому себе. И басня, и притча – формы литературы, зародившиеся в древности и развивавшиеся в средневековье. Люди с их помощью познавали этику и этикет, выверяли взаимоотношения, воспитывались, социализировались. Труд баснописца был необходим обществу, был желанен людям.

Но не каждый поэт мог быть баснописцем, не каждый сказитель мог подняться до афористической притчи.

Чтобы высказаться ярко, кратко, мудро – надо было сказителю самому стать опытным в жизни, мудрым, талантливым, блистательно остроумным человеком! Тогда его творение – басня ли, притча, пословица – продолжало свою жизнь в веках. Надо было сказителю, баснописцу владеть тремя тайнами риторики – ораторского искусства: уметь усладить своей речью слушателей, уметь взволновать их сердца, а главное – убедить разум слушателей, наставить их на ум; принести своими сказами-баснями, выступлениями пользу обществу.

Конечно, таких людей, баснописцев, чьи имена остались в веках и чьи творения продолжают жить и бороться за лучшее будущее человечества – и за лучшее настоящее тоже! – таких баснописцев мало. Мы помним их имена: легендарный грек Эзоп, родоначальник жанра, живший в четвертом веке до нашей эры; римлянин Федр, переложивший басни Эзопа в стихотворную форму в первом веке нашей эры и давший тем самым жанру басни жизнь в латинском языке; француз Жан де Лафонтен, пересказавший в семнадцатом веке эзоповы басни по-своему и дополнивший книгу басен сценками из жизни своих современников; немецкий поэт и драматург Готхольд Лессинг, в веке восемнадцатом поднявший древний жанр на новую высоту: Лессинг видел в басне оружие против людских пороков и социальных бед. «Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали», - говорил Лессинг о басенном творчестве.

В русской поэзии жанр басни стал популярен благодаря А.П. Сумарокову (1717 –1777), любившему украсить басню народной мудростью, метким словом, пословицей, шутливой поговоркой. Басни писали В.К. Тредиаковский (1703-1768), А.Д. Кантемир (1708 –1744), И.И. Хемницер (1745 –1784), И.И. Дмитриев (1760 –1837), А.Е. Измайлов (1779-1831), И.А. Крылов (1769-1844). В творчестве И.А. Крылова жанр басни достиг подлинного расцвета. В бурные революционные, военные дни потребовалось осмыслить новые реалии жизни – и появились остромоментные басни Демьяна Бедного и Ивана Батрака. В наше время долгие годы в России на вершине жанра творил прекрасный баснописец С.В. Михалков, который, как истинный баснописец, продолжает творить наше время.

Басня всегда была откликом – живым, своевременным, - будто века отзывались на вопросы трепещущей современности. Вспомним, как князь Вяземский восхищённо писал о Крылове:

 

Где нужно, он навесть сумеет

Своё волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело…

 

Не ошибёмся, если скажем, что басня мила и желанна не только детишкам, впервые познающим мир и всю область отношений между людьми, но что басня и притча всегда были интересны умнейшим людям различных эпох. Одной из любимейших книг Пушкина был «Письмовник» Николая Курганова – свод притч и остроумных поучительных рассказов. «Письмовник» был весьма популярен в пушкинскую эпоху, многому учил, говорил о многом…

А человечество делает новые шаги на пути прогресса, и мораль зачастую не поспевает идти в ногу со временем.

Мораль не успевает за прогрессом…

Бурно меняется время, но и в эпоху информатизации основные вопросы бытия – добро и зло, любовь и ненависть, дружба и предательство – остаются теми же. Вот, может, новая эпоха предложит новые решения, и на своих весах отмерит новые соотношения этих драгоценных каменьев и шлака, из которых складываются причудливые картины в калейдоскопах человеческих судеб – то дивные, то уродливые, то ясные, то искажённые, - но всегда интересные неуловимо играющей новизной.

Как не растеряться человеку в круговерти мира?

Тут-то на помощь и приходят баснописцы – и поэты, и воспитатели, и врачеватели общества, и философы.

Целые поколения наших современников воспитывались и воспитываются на прекрасных баснях Сергея Михалкова, на его чудесных рассказах-сказках. Но в область человеческих взаимоотношений вторгаются новые темы, да и старые темы бывает интересно переосмыслить заново.

И древний басенный жанр не угасает – появляются новые мудрецы, новые учителя общества – новые сказители и баснописцы.

Таким баснописцем наших дней является поэт Николай Бухарин.

Николай Алексеевич Бухарин родился в 1931 году в деревне с радостным названием Радомль – в семье орловских крестьян. Благословенная Орловщина – край Тургенева, Лескова, Тютчева, Фета, Бунина, Андреева, Пришвина – не могла не повлиять на литературную одарённость будущего баснописца. С 12 лет он уже слагал первые стихи. В 16 лет Николай приехал трудиться на подмосковную землю – и с тех послевоенных лет древнее Радонежье становится его вторым родным домом. Н.Бухарин был испытателем в НИИХИММАШЕ – предприятии, работавшем на космическую отрасль, и в честь полёта первого спутника Земли в 1957 году был награждён медалью «За трудовую доблесть». В годы работы Н. Бухарин получил высшее образование – окончил в 1970 году исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Как историк, Николай Алексеевич написал книгу об истории родного предприятия, затем написал книгу о городе Пересвете – славном подмосковном наукограде.

И все эти годы пересветовский историк не перестаёт заниматься литературным творчеством. Стихи и прозаические миниатюры Николая Бухарина печатаются в районных газетах. Часто он выступает перед студенческой молодёжью, проводит вечера поэзии в школах. Может быть, эти выступления повлияли на то, что в творчестве поэта появились нравоучительные сказки и новеллы.

Николай Бухарин видит необходимость поделиться жизненным опытом, чувствует, насколько молодёжи нужна поддержка в освоении реалий современной жизни. Поэт верит в целительную силу меткого слова и острого суждения… Один за другим пишет поэт сборники басен – басен ярких, современных, мудрых и лиричных. Первый сборник басен поэт выпустил пробно, «самиздатом», - и маленькая книжка имела успех.

В 1996 году выходит сборник басен Н. Бухарина уже в солидном московском издательстве « Русская Книга».

В том же году в Москве на турнире поэтов в Лужниках, организованном газетой «Московский Комсомолец», Николай Алексеевич, заняв первое место, был награждён мантией «Короля поэтов». Молодёжь, которой было много на празднике, с восторгом приняла басни Н. Бухарина: зрители выделили баснописца из 150 соревновавшихся поэтов.

Николай Бухарин пишет новые басни, и вот уже издательство «Современный писатель» выпускает новую книгу баснописца в 1999 году.

В том же году в Сергиевом Посаде выходит в свет знаковая для района книга – Антология «Поэты Сергиева Посада. ХХ век», объединяющая подборки стихов лучших поэтов края. В Антологию вошли и бухаринские басни. Кстати, идея создания Антологии – цветника лучших поэтов – принадлежит самому Николаю Алексеевичу, он же – один из составителей этой раритетной книги.

Басни Николая Бухарина становятся всё популярнее: их охотно учат абитуриенты при поступлении в театральные училища, их читают на вечерах и концертах. В 2005 году в издательстве « Русская Книга» появляется итоговый свод басен Николая Бухарина, где на трёхстах страницах представлены басни за все предшествовавшие годы.

«Начав писать басни с 70-х годов ХХ столетия и до наших дней, автор широко и глубоко охватил своё время в баснях с верой победы добра над злом. Достойна уважения приверженность Н. Бухарина трудной, благородной стезе сатирика, его по праву можно отнести к небольшой плеяде русских баснописцев», - пишут издатели в аннотации к книге, оценивая поэта как «талантливого и современного баснописца с новаторским подходом к басне».

Новаторство в баснях Н. Бухарина отмечает и сергиево-посадская писательница А.Ф. Авдеенко. В предисловии к сборнику «Басни» она замечает, говоря о персонажах басен Н.Бухарина: «На наш взгляд, новаторство ещё состоит и в том, что зверушки уступают всё большее место людским персонажам».

Мы решили проверить это утверждение, сравнив басенное творчество Бухарина с такими классиками жанра, как Лафонтен, Крылов, Михалков.

Мы обратили внимание на состав персонажей в тех баснях, где столкновение характеров героев обозначено в самом заголовке: «Субъект и субъект», - как, например, «Ворона и Лисица» у Крылова.

Такие характерные басни можно разделить на шесть групп.

В первой группе как герои басен действуют животное и животное: «Лев и Бобр», «Налим и Горбуша»; либо растение и растение: «Томат и Крапива», «Туя и Орешник». Здесь и далее примеры названий мы будем приводить по заголовкам басен Н. Бухарина.

Во второй группе действуют герои – люди: «Дед и Внук», «Лихач и Жертва», «Толстая и Тонкая», «Король и Шут», «Артист и Депутат», «Ефим и Иван».

К третьей группе отнесём басни со столкновением характеров человека и животных: «Дед и Пёс», «Взяточник и Пчела», «Муж, Жена и Петух».

К четвёртой – взаимодействие животных и стихии либо животных и предмета: «Осёл и Тень», «Медведь и Кольцо».

К пятой – столкновение человека и стихии: «Пловец и Море», «Мужик и Дом», «Король и Нептун».

К шестой - взаимоотношения предмета и предмета, либо предмета и стихии: «Коньяк и Водка», «Клинок и Лопата», «Болото и Родник», «Волна и Молот», «Пруд и Море», «Пьянка и Воровство», «Гнев и Кротость».

Проанализировав соотношение героев басен по группам, мы видим, что творчество всех вышеназванных баснописцев охватывает весь спектр отношений героев с миром: у всех баснописцев есть басни всех шести разновидностей.

Но если у Лафонтена и С.В. Михалкова названия басен заметно тяготеют к первой группе – взаимоотношения «Животное-Животное», где героями чаще выступают животные и растения, как носители условных человеческих характеров, то в баснях И.А. Крылова и Н. А. Бухарина разброс по разделам гораздо шире: так же часто, как взаимоотношения «Животное-Животное», встречаются взаимоотношения «Человек-Человек», нередки взаимоотношения «Человек-Стихия» и «Предмет-Предмет».

Причём отметим, что Н. Бухарин современен и смел в выборе героев басен: он расширяет тематику басенного творчества, находит в древнем жанре новые и острые грани, откликаясь на самые животрепещущие настроения общества. Новаторство Николая Бухарина проявляется, на наш взгляд, и в том, что «вдохновителями» его басен служат не только житейские, бытовые ситуации: новаторство проявляется в том, насколько легко он берёт темы для некоторых басен из современных анекдотов, народных присказок; может использовать даже сюжеты шансонных песен как материал для басен, тем самым делая более интересной и разносторонней жизнь этих сюжетов в языке.

Вот современный анекдот в «басенном переложении» Бухарина:

 

Бывалый Вор делился мастерством

 С безусым вороватым пареньком.

И паренёк внимал ему охотно.

За дело взялся и зажил вольготно.

Но сладость в жизни прекратилась скоро,

Поймали в деле молодого вора.

Расплата наступила – вора в суд

Охранники в наручниках ведут.

В толпе зевак тот самый был,

Кто вора воровать учил.

И молодой вскричал ему с укором:

«Ты виноват, что сделался я вором!»

А тот в ответ: «Не стану отпираться,

Но не учил тебя я попадаться».

 

Часто пословицы и поговорки народов мира подсказывают Николаю Бухарину сюжеты басен:

 

Случилось Мухе по ошибке

Присесть Орлу на самый клюв.

Затрепетали все поджилки

И крылышки, к спине прильнув.

 «Не трусь, - сказал Орёл могучий,

 - И не дрожи за жизнь свою,

 Тебе счастливый выпал случай –

Я мух вообще-то не ловлю».

… Орёл, охоться ночью, днём

За каждой мухой, комаром, -

Он не был бы тогда Орлом.

 

А вот как преломляются в басни народные наблюдения за жизнью и природой:

 

 Томат на грядке огородной

 Рос вяло и лениво.

А рядом на земле бесплодной

В рост быстро шла Крапива.

Куст был её высок и сочен.

Давались люди диву.

Томат, тем делом озабочен,

Взял да спросил Крапиву:

«Скажи, любезная соседка,

Что в росте нет мне хода?»

«Тебя растит людская сметка,

Меня ж – сама природа», -

Ему ответила Крапива,

Листвой махая горделиво.

 

Может Николай Бухарин переиграть по-своему и классический басенный сюжет: лафонтеновская басня «Мужчина средних лет и его две Возлюбленные» в пересказе Бухарина – басня «Любовник» - звучит свежо и ново, освободившись от философских сентенций и приобретя весёлую, игривую живость. Попробуем сравнить эти тексты.

Вот как выглядит басня Лафонтена в переводе О.Чюминой:

 

Мужчина средних лет, заметив седину,

Которая в кудрях его блистала,

Решил, что для него избрать себе жену

Теперь как раз пора настала.

 Он был владельцем капитала,

А потому

Мог выбирать: понравиться ему

Желали все. Он не спешит однако:

Ведь дело здесь касалось брака.

 Две вдовушки приобрели права

Над сердцем зрелого поклонника и чувством.

Была моложе первая вдова,

Но старшая была одарена искусством

 Восстановлять успешно то,

Что было у неё природой отнято.

И обе вдовушки исправно,

Среди веселья, смеха и услад,

Его на свой причёсывали лад,

И голову притом намыливали славно.

Меж тем как старшая из них по волоску,

Своих корыстных целей ради,

Все тёмные выдёргивала пряди,

Другая седину щипала бедняку.

Жених, оставшись лыс, заметил эту штуку.

-Спасибо, - молвил он, - красотки, за науку.

Пусть вами я ощипан наголо,

Зато в другом мне повезло:

О свадьбе мы отложим попеченье.

Которую б из вас ни выбрал я женой –

Она по-своему вертеть захочет мной.

Ценой волос купил я избавленье,

И голове плешивой впрок

Пойдёт, красотки, ваш урок!

 

А вот как звучит вся эта история у баснописца Бухарина:

 

Любовник с проседью уж был.

Но далеко не старый.

Он к двум любовницам ходил –

К блондинке и чернявой.

Пойдёт к блондинке, та ему

Рукой своей проворной

По два, по три, по одному

Таскает волос чёрный.

Зайдёт к чернявой, ему та

Ручонкой своей смелой

Из головы весь дочиста

Ощиплет волос белый.

Так года два ходил пострел

То к белой, то к чернявой.

И незаметно облысел,

А был такой кудрявый!

 

Николай Бухарин не только с удовольствием использует известные и малоизвестные сюжеты для баснописания, ориентируясь в своём творчестве на просвещённого читателя, но и сочиняет свои афористичные притчи:

 

Слон мощный с крошкой Муравьём

Шли как-то по мосту вдвоём.

Под ними мост скрипел, шатался,

Порядком вниз он прогибался.

«Смотри-ка, брат, какое дело –

Мост изогнулся до предела», -

Слон Муравью проговорил.

А тот ему так объяснил:

«Не мудрено, мой друг, такое –

Ведь нас по мосту идут двое!» …

Иной, подобно Муравью,

Являет значимость свою.

 

Наш современник-баснописец не только учитывает в своих баснях мудрость народов мира, но и строит множество басен на собственных умозаключениях. И всё получается поучительно и интересно. Не случайно басни Бухарина так любят выбирать ученики школ для концертных выступлений, абитуриенты театральных училищ – для конкурсных чтений. Вот, например, басня «Дом мудреца»:

 

 Один мудрец немолодой

Себе дом строил небольшой.

И кто ту стройку посещал,

Тот говорил: «Дом очень мал.

В нём негде будет развернуться,

Когда и трое соберутся».

Мудрец послушал и сказал:

«Ах, если бы я пожелал

В дом пригласить друзей одних,

То и тогда б он был для них

Весьма вместителен, просторен –

Ведь круг друзей моих так скромен».

…И вправду, истинных друзей

 Ничтожно мало у людей.

 

Истинными друзьями вдумчивому читателю могут быть хорошие книги – они подспорье в жизненной дороге, они аккумулируют мудрость, они способны предостеречь от ошибок в быстротекущей жизни.

А книги басен справляются с ролью хороших друзей легко и ненавязчиво… Как не вспомнить строки из стихотворения Жуковского «Истина и Басня» - своеобразной «басни о басне», где сама Басня обращается к Истине, как к сестре:

 

«С тобой – и для меня отворит дверь мудрец,

Со мною – и тебя не выгонит глупец».

С тех пор

Везде сестрицы неразлучны:

И Басня не глупа, и с Истиной не скучно!

 

Недаром, не случайно многие окончания бухаринских басен афористичны и поучительны: «Нерадостен чужой обед, Коль своего обеда нет», «Иной вершины достигает, Но крыльев всё ж не обретает», «Из драки пользу извлекает Лишь тот, кто в драку не встревает», «Уймитесь, все мы хороши, Чьих тайных дел ни вороши», «Коли мы станем злобе потакать, Она всё больше будет процветать», «Коровку прежде, чем доить, Получше надо покормить», «Иные в мелочах усердствуют до пота, Но главное – не движется работа»…

Всё это – краткие житейские истины, по-басенному лёгкие и простые.

Надеемся, читателям всегда будет интересно и полезно провести время в обществе книг баснописца Николая Бухарина, в компании незатейливых басен и милых сердцу нескучных истин, будет важно прикоснуться к вековечной мудрости русского слова.

© Copyright: Наталья Мартишина, 2014

 
 
 
 
   
 
 
Новости Роскосмоса
     
 
  05.04.2021

«Живая» лекция «Небо Гагарина»
 
  05.04.2021

В НПО Энергомаш обсудили вопросы создания отраслевой информационной базы
 
  05.04.2021

В РКЦ «Прогресс» прошел конкурс профессионального мастерства молодых рабочих
 
 
 

 
   
 
 
  «Реализация объектов недвижимого имущества «ФКП «НИЦ РКП»  
 
 
Аренда
     
  Охраняемый комплекс, общей площадью порядка 4700 кв.м., стоимость за 1 кв.м. приблизительно 150 руб. в месяц. Обеспечен инженерными коммуникациями. Тел. для справок (496) 546-37-30  
 
 
Наш адрес
     
  Россия, 141320,
Московская обл.,
Сергиево-Посадский район,
г. Пересвет,
ул. Бабушкина, д. 9
 
 
 

web-master